115 лет великому датскому архитектору и дизайнеру Арне Якобсену

Арне Якобсен разглядывает кресло The Egg ("Яйцо")

Арне Якобсен разглядывает кресло The Egg («Яйцо»)

Арне Якобсен (Arne Jacobsen, 1902–1971) — автор знаменитых кресел Swan и Egg, стульев Ant и Series 7. Историю дизайна ХХ века невозможно представить себе без его творений: она была бы другой. Энциклопедии называют его отцом современного датского дизайна и ведущим представителем функционализма в архитектуре. Построенные им здания вошли в список национального наследия страны и в Датский культурный канон. Swan и Egg, Ant и Series 7 были спроектированы еще в 1950-е годы и с тех пор никогда не выходили из моды: датская компания Fritz Hansen продает эти стулья и кресла миллионными тиражами. Их запоминающиеся силуэты можно видеть в рекламных роликах и кинофильмах, в домах селебрити и в интерьерах люксовых отелей. Знаменитые дизайнеры и архитекторы регулярно участвуют в проектах по их реинкарнации: придумывают для них новые обивки, ставят на фантазийные ножки или объединяют парами как инь и янь.

Стулья Series 7 (1955), Fritz Hansen

Стулья Series 7 (1955), Fritz Hansen

Столовые приборы (1958), Georg Jensen

Столовые приборы (1958), Georg Jensen

Cветильник AJ Wall (1960), Louis Poulsen

Cветильник AJ Wall (1960), Louis Poulsen

По легенде, Якобсен проявил себя как радикальный минималист еще в детстве: викторианские цветочные обои на стенах своей комнаты в родительском доме он закрасил белой краской — так они его раздражали. Он рос в благополучной мелкобуржуазной семье в Копенгагене и рано стал проявлять способности к рисованию, хотел стать художником, но отец настоял на более практичной строительной специализации. До поступления в 1924 году на архитектурный факультет Королевской академии изящных искусств Якобсен успел сплавать в Нью-Йорк, нанявшись на корабль матросом, поработать каменщиком в Германии и закончить строительный колледж.

Cмеситель Vola (1968), Vola

Cмеситель Vola (1968), Vola

Стул Series 7 (1955), Fritz Hansen

Стул Series 7 (1955), Fritz Hansen

Стул Series7 (1955), Fritz Hansen

Стул Series7 (1955), Fritz Hansen

В 1925 году он участвует в знаменитой парижской выставке Декоративных искусств, давшей название стилю ар деко, и получает серебряную медаль за кресло из ратанга, которое позже назвал в честь этого события Paris Chair. В Париже огромное впечатление на Якобсена производит модернистский павильон Ле Корбюзье из стекла и бетона L’Esprit Nouveau. Он хочет быть на волне авангардных течений и едет в Берлин знакомиться с творчеством деятелей немецкого Баухауса Вальтера Гроппиуса и Миса ван дер Роэ. Якобсен как губка впитывает и осмысляет эстетику новой архитектуры и сразу начинает проектировать в этом ключе, счастливо избежав увлечения неоклассицизмом или национальными вариантами «артс-энд-крафтс».

Эскиз Дома будущего для выставки в Копенгагенском форуме, 1929 год

Эскиз Дома будущего для выставки в Копенгагенском форуме, 1929 год

В 1929-м вместе со своим соратником-архитектором Флеммингом Лассеном Арне Якобсен победил в конкурсе Датской ассоциации архитекторов и ему поручили строить «Дом будущего» на выставке в Копенгагенском форуме. Это был круглый в плане спиралевидный павильон с плоской крышей, из стекла и бетона. Там был гараж, в котором стоял Додж-кабриолет, вертолетная площадка на крыше с приземлившимся гирокоптером и эллинг с шикарной яхтой. Окна опускались, как в автомобиле, была конвейерная труба для почты, вращающийся мат для чистки обуви и кухня для приготовления полуфабрикатов. Мебель была спроектирована из стальных трубок. Якобсен сразу прославился как ультра-современный архитектор. В следующем году он открывает собственное бюро.

Жилой комплекс Беллависта (Bellavista)(1931-1934) в Копенгагене

Жилой комплекс Беллависта (Bellavista)(1931-1934) севернее Копенгагена

В 1930-е годы он много строит в Копенгагене и окрестных муниципалитетах. Самым масштабным стал проект «Беллависта» севернее Копенгагена — Якобсен обустроил там пляжный резорт, построил многоквартирный жилой комплекс, футуристичную бензоколонку, театр «Бельвю» и модернизировал старый ипподром. Для резорта он проектировал все: киоски, спасательные вышки, кабинки для переодевания, билеты, афиши и униформу для сотрудников. В основе фирменного стиля были бело-голубые полоски. Вскоре «Беллависта» стала самым популярным местом отдыха копенгагенцев. Рядом вырос белоснежный трех- и двухэтажный престижный жилой комплекс с плоскими крышами и ритмично расположенными балконами, спроектированный так, что почти из каждой квартиры открывался вид на море.

Жилой комплекс Беллависта, 1934

Жилой комплекс Беллависта, 1934

План проекта "Беллависта"

План проекта «Беллависта»

Бензоколонка рядом с "Беллавистой"

Бензоколонка рядом с «Беллавистой»

Его постройки тогда воспринимались как слишком радикальные. И вызывали протесты не только у обывателей, но и среди критиков. В «Беллависте» местное население не дало построить центральный элемент парка — вышку с вращающимся рестораном наверху. По поводу скромного дома Стеллинга, который Якобсен, как оценивают современные специалисты, идеально вписал в историческую застройку площади Старого рынка в Копенгагене, газеты возмущенно требовали навсегда отнять у него диплом архитектора. А к грандиозному зданию муниципалитета в Орхусе под давлением общественности пришлось пристроить традиционную башню с часами — без нее ратуша напоминала рассерженным горожанам заводской цех. Сегодня муниципалитет в Орхусе вошел в Датский кульутрный канон — список из 108 произведений искусства и архитектуры, официально признанных неотъемлемой частью датской культуры. Дом Стеллинга, как и завершенный к 1942 году муниципалитет в Сёллерёде, и многие другие постройки Якобсена, вошел в список зданий, охраняемых государством.

SAS Hotel в Копенгагене (1856-1960)

SAS Hotel в Копенгагене (1856-1960)

Лаунж-зона в SAS Royal Hotel, 1960

Лаунж-зона в SAS Royal Hotel, 1960

Знаменитая комната в отеле SAS. Мебель создана Арне Якобсеном

Знаменитая комната № 606. Сегодня, после многочисленных рекон­струкций, в отеле SAS остался лишь этот один номер с оригинальной обстановкой, сохранившейся со времени открытия.

Во время Второй мировой войны Дания была оккупирована. В сентябре 1943-го стало известно, что готовится депортация всех датских евреев в лагеря смерти. За 72 часа датчане спасли почти всех: 7200 человек под покровом темноты были переправлены на рыбацких лодках в Швецию. Такси, кареты скорой помощи свозили людей на берег, где их ждали рыбаки. Среди спасенных был и Якобсен. В Швеции у него не было разрешения на архитектурную деятельность, но за всю свою жизнь он никогда не сидел без дела. Он занялся дизайном тканей и обоев. Кроме элегантных геометрических орнаментов Якобсен создавал и живописные цветочные композиции: в них отразилось его увлечение ботаникой. Сегодня обои по некоторым из созданных в годы изгнания эскизам выпускает шведская фабрика Boras Tapeter.

Узор Vertigo. В наши дни с Boras Tapeter производят обои c этим паттерном

Узор Vertigo. В наши дни с Boras Tapeter производят обои c этим паттерном

Узор Ypsilon. В наши дни Boras Tapeter производят обои c этим паттерном

Узор Ypsilon. В наши дни Boras Tapeter производят обои c этим паттерном

Узор Trapez. В наши дни Boras Tapeter производят обои c этим паттерном

Узор Trapez. В наши дни Boras Tapeter производят обои c этим паттерном

Вернувшись в 1945-м на родину, Якобсен с головой окунается в работу, по которой соскучился за годы вынужденного простоя. Сначала это незамысловатое многоквартирное жилье — после войны в нем была острая нехватка, строить нужно было быстро и дешево. Но вскоре он уже вновь возвращается к экспериментальным и авангардным формам. Рядом с «Беллавистой» в конце 1940-х, начале 1950-х вырастает комплекс Søholm — необычный ансамбль террасных таунхаусов из желтого кирпича. В одном из них архитектор жил с 1951-го до самой своей смерти в 1971-м. Он пристроил к дому студию, в которой и работал. Чтобы не затенять рабочее пространство, вместо деревьев на участке разбил красивый цветник с более чем 300 видами растений, за которыми ухаживал с наслаждением. Сегодня этот таунхаус, полностью отреставрированный, сдается в аренду с условием, что жильцы будут несколько раз в год пускать внутрь посетителей и показывать им бывшее жилище легендарного архитектора.

Жилой комплекс Søholm, 1946–50 гг.

Жилой комплекс Søholm, 1946–50 гг.

Макет жилого комплекса Søholm, 1946–50 гг.

Макет жилого комплекса Søholm, 1946–50 гг.

Городская ратуша Орхуса, возведена в 1941 году по проекту Арне Якобсена и Эрика Мёллера

Городская ратуша Орхуса, возведена в 1941 году по проекту Арне Якобсена и Эрика Мёллера

В 1957-м Якобсен построил абсолютно новаторскую для того времени школу Munkegaard в Гентофте. Это был целый комплекс, рассчитанный на тысячу детей, при этом спроектирован он был так, что у преподавателей и учеников сохранялось ощущение уютной камерности классов. Якобсен выстроил гипподамову сетку из вытянутых одноэтажных домиков, образующих квадратные внутренние дворы-патио. Стены, обращенные во дворики, были полностью стеклянными. Между зданиями были стеклянные коридоры-переходы. Площадка для спорта и всеобщих собраний находилась ниже уровня земли. Лабораторные кабинеты и администрация — в отдельных корпусах. Школа — памятник архитектуры, и когда уже в XXI веке встал вопрос ее реконструкции и адаптации под современные учебные процессы, для этого никак не удавалось найти подходящих подрядчиков. Наконец, в 2008-м архитектурное бюро Dorte Mandrup Architects сумело бережно реконструировать и расширить уникальный учебный комплекс.

Школа Munkegaard в Гентофте

Школа Munkegaard в Гентофте

Мебель в школе Munkegaard

Мебель в школе Munkegaard

Интерьер школы Munkegaard

Интерьер школы Munkegaard

Арне Якобсен почти никогда не ограничивался только архитектурой зданий: он рассматривал свои постройки как единое, не делимое на разрозненные составляющие произведение, в котором автор отвечает за всё: от мелких деталей в декоре интерьера до материалов, которыми облицованы фасады. Он подбирал текстиль, проектировал мебель, светильники, придумывал отделку стен, пола и потолков. Мебель, созданная для конкретного проекта, часто оказывалась настолько удачной, что ее рано или поздно запускали в самостоятельное производство. Так, диван Mayor Sofa, спроектированный еще для здания муниципалитета в Сёллерёде, сегодня с успехом выпускает компания &tradition. Стулья Mosquito и Tongue из школы Munkegaard делает Howe, а кресла Oxford из колледжа St. Catherine — Fritz Hansen. Пригодился даже типографский шрифт, специально придуманный Якобсеном для табличек в муниципалитете Орхуса: датская студия Design Letters использует его в качестве декора посуды, постельного белья и всевозможных предметов интерьера.

Кресло Egg (1958), Fritz Hansen

Кресло Egg (1958), Fritz Hansen

Кресло Swan (1958), Fritz Hansen

Кресло Swan (1958), Fritz Hansen

Настольная лампа AJ (1960), Louis Poulsen

Настольная лампа AJ (1960), Louis Poulsen

Легендарный стул «Муравей» — Ant — из формованной под давлением фанеры в 1951-м был придуман для кафетерия фармацевтической компании Novo Nordisk. Якобсен тогда восхищался опытами с фанерой известных американских дизайнеров – супругов Имз и пытался «пойти по их стопам», часами и днями ставя эксперименты. Через пару лет он спроектировал еще более успешные стулья «седьмой серии» — Serie 7, которые теперь миллионными тиражами продает Fritz Hansen.

Стул "Муравей" (Ant), 1960

Стул «Муравей» (Ant), 1960

Но больше всего икон дизайна родилось в результате создания отеля SAS Royal Hotel в 1956—1960 гг. (теперь он называется The Radisson Blu Royal Hotel). По сути, это был первый в мире дизайнерский отель, потому что авторским здесь было всё — от архитектуры («две сигаретные пачки, поставленные перпендикулярно друг другу») до дверных ручек, смесителей и пепельниц, которые сразу же появились среди фирменных бортовых сувениров авиакомпании SAS (ей первоначально и принадлежала гостиница). В лобби отеля, где стояли ставшие классикой дизайна кресла Egg, Swan и Drop, можно было зарегистрироваться на рейс, шаттл доставлял постояльцев до аэропорта за 20 минут. Знаменитые кресла смотрятся как скульптуры, потому что именно как скульптуры они и создавались: Якобсен лепил многочисленные прототипы из глины, и лишь после того, как идеальная форма была найдена, фабрика Fritz Hansen воссоздавала их из пластика, армированного стекловолокном. Кроме того, для отеля были спроектированы прекрасные в своем лаконизме светильники, которые теперь выпускает Louis Poulsen под названием AJ, и уникальные посеребренные столовые приборы, больше похожие на арт-объекты, чем на приспособления для приема пищи. Неслучайно они сразу попали в коллекцию нью-йоркского музея современного искусства MoMA. Реплику выпускает датская фирма Georg Jensen.

Читайте также: Комната №606 – безупречное чувство простоты и форм

К сожалению, когда отель сменил владельцев и стал сетевым, его подогнали под общие корпоративные стандарты. Всё авторское заменили на обычное. Только номер 606 оставили в том виде, в каком его задумал Арне Якобсен — с деревянными панелями по стенам, встроенной мебелью и креслами Egg и Swan в ярко-голубой обивке. Причем «музейный номер» можно бронировать.

Свой последний проект — Национальный банк Дании — Арне Якобсен начал в 1966-м, но завершить не успел, это за него сделали его ученики, архитекторы бюро Dissing+Weitling. Мраморный холл здания с прекрасной скульптурной лестницей получился торжественным, словно собор, и считается одним из самых красивых общественных интерьеров в Копенгагене.

Вид интерьера Национального Банка Дании

Вид интерьера Национального Банка Дании

Национальный Банк Дании (1965-1978)

Национальный Банк Дании (1965-1978)

Автор: Антонина Плахина / Источник

Рекомендуем:

  1. Вся история компании Fritz Hansen в одном видео
  2. Арне Якобсен — дизайн «от ложки до города»
  3. Часы Арне Якобсенa
  4. Светильник Visor Арне Якобсена
  5. Игра света и теней в фотографиях Дитте Исагер
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress