Алвар Аалто – финский архитектурный волшебник

Алвара Аалто финны считают не просто одним из самых выдающихся дизайнеров современности, а самым настоящим волшебником.

Алвар АалтоГосподин сказочник 

То, что именно Алвар Аалто придумал и сконструировал окружающую нас среду – от табуретов, миллионами продающихся в ИКЕА, до бетонных «коробок» новых микрорайонов, в России знают не все. В Финляндии всё наоборот. Такие понятия, как Аалто-дом, Аалто-стиль, Аалто-мировоззрение, прочно вошли в финский быт и с успехом экспортируются во все стороны света.

По проекту знаменитого финского архитектора построены здания церквей в Финляндии, Италии и Германии, художественный музей в Дании, бизнес-центры в Финляндии и в Германии, здание оперного театра в Германии, офисы фирм в Швеции, культурные центры в Дании и Исландии, библиотеки в Финляндии, США и Выборге, частные виллы в Финляндии, Италии, Франции, Эстонии, студенческое общежитие Массачусетского института в Бостоне, университеты и учебные центры в Эспоо, Кайаани, Отаниеми, Ювяскюля… Перечислить всё практически невозможно. У всех его проектов есть одно общее – они так или иначе несут элемент водной стихии, и это не случайно. Аалто пытался точно соответствовать своей фамилии, которая в переводе с финского означает «волна». По велению руки мастера Аалто-волна прошла по XX столетию, перемешав его. Подарив ему Аалто-представление о жизни. А между тем господину Гению, господину Архитектору часто был важен не конечный результат, а сам процесс творчества.

Финский павильон на всемирной торговой выставке в Нью-Йорке, 1939 год

Финский павильон на всемирной торговой выставке в Нью-Йорке, 1939 год

Церковь RIOLA Parish Church (1966) в Италии

Церковь RIOLA Parish Church (1966) в Италии

Церковь Riola Parish, Италия

Церковь Riola Parish, Италия

Церковь Riola Parish, Италия

Церковь Riola Parish, Италия

Церковь Riola Parish, Италия

Церковь Riola Parish, Италия

Wolfsburg Cultural Center, Германия, 1958-1962

Wolfsburg Cultural Center, Германия, 1958-1962

Алвар Аалто считал, что каждое творение проживает несколько стадий: интуитивную – когда оно придумывается, стадию осмысления – когда первые идеи получают пространственное решение, и стадию материализации – когда проект сначала выполняется на бумаге, а потом переносится в жизнь. Его завораживал процесс, казалось, что многочисленные инновации, щедро приправленные духом функционализма, в состоянии изменить жизнь людей. Когда вы приедете в Финляндию, первым, что вам покажут, будет творение Аалто – Дворец Финляндии. А ведь там совершенно невозможно слушать концерты! Аалто обожал Италию, хотел вживить ее в финскую почву, мечтал отделать Дворец Финляндии, главный концертно-конгрессный центр страны, каррарским мрамором. Задумано – сделано.

Хельсинки, Дворец Финляндии

Хельсинки, Дворец Финляндии

Мрамор хорошо смотрелся, напоминал об Италии, но плохо приживался. Оказался совершенно непрактичным в суровом северном климате. Мраморную отделку до сих пор терпеливо обновляют, попутно критикуя здание за плохую акустику. Но Аалто-дворец, даже несмотря на недостатки, остается одним из самых известных в мире образцов скандинавского функционализма и непревзойденным шедевром великого мастера. Аалто придумывал дома отдыха и больницы, которые рассматривал как «инструменты для выздоровления». В них все работало на покой и комфорт пациентов, помогало работе медперсонала. Он критиковал современную архитектуру. Считал, что она должна быть функциональной прежде всего с человеческой точки зрения, а не с точки зрения техники. Утверждал, что человеку не нужно становиться рабом машины, вместо этого он должен овладеть ее возможностями.

Санаторий Paimio (1929-1933)

Санаторий Paimio (1929-1933)

Санаторий Paimio (1929-1933)

Санаторий Paimio (1929-1933)

Аалто довольно много времени уделял проектам библиотек. Разрабатывал систему бестеневого освещения. Проектировал залы в форме веера, разворачивая помещение к свету, компенсируя его недостаток в северных широтах. Свет-волна у Алвара Аалто имеет форму. Между читальными залами Аалто, каталогами и абонементами библиотек нет перегородок, они составляют единое пространство, расчлененное на зоны разным освещением. Проектируя библиотеку довоенного Выборга, он с присущим ему поэтическим остроумием создал свой знаменитый волнообразный потолок из деревянных пластин, помогающий охранять и «тишь библиотек», и «концертов строгие мотивы», погружая свое творение в пучину эклектики. Может, и правильно сказал кто-то из критиков: «Понятия стиля у Аалто нет вообще – он всегда берет только то, что ему хочется, и то, что ему нужно».

Алвар Аалто / Библиотека в Выборге, 1940-е

Алвар Аалто / Библиотека в Выборге, 1940-е

Алвар Аалто / Библиотека в Выборге

Алвар Аалто / Библиотека в Выборге

Здание библиотеки в Выборге / Алвар Аалто

Здание библиотеки в Выборге / Алвар Аалто

Алвар Аалто / Световые ловушки на крыше библиотеки в Выборге

Алвар Аалто / Световые ловушки на крыше библиотеки в Выборге

Алвар Аалто / Библиотека в Выборге

Алвар Аалто / Библиотека в Выборге, 1940-е

Алвар Аалто / Библиотека в Выборге, 1940-е

Алвар и Айно Аалто в библиотеке города Выборга, 1935

Алвар и Айно Аалто в библиотеке города Выборга, 1935

Шутки Аалто 

У мастерской Алвара Аалто в районе Хельсинки Мунккиниеми тихо. Скромная деревянная дверь ничего не говорит о жизни финского гения. Чтобы попасть внутрь, нужно предварительно позвонить по телефону. А со вторника по пятницу в 11.30 здесь проводятся экскурсии. Иностранцы – частые посетители музея. Они скупают недорогие стаканы, фотографируют чертежные инструменты, с помощью которых мастер создавал свои шедевры, и просто сидят на авторских стульях и креслах, пытаясь представить себе время, когда то же самое здесь делал Аалто. Алвар Аалто сам спроектировал это здание. Населил его своими мыслями, предметами.

Дом и студия Алвара Аалто в Хельсинки, р-н Мунккиниеми

Дом и студия Алвара Аалто в Хельсинки, р-н Мунккиниеми

Дом и студия Алвара Аалто в Хельсинки, р-н Мунккиниеми

Дом и студия Алвара Аалто в Хельсинки, р-н Мунккиниеми

Интерьер студии Алвара Аалто в Хельсинки, р-н Мунккиниеми

Интерьер студии Алвара Аалто в Хельсинки, р-н Мунккиниеми

И если можно говорить о том, что дом является «усыпальницей духа», то мастерская, где архитектор работал до своей кончины, прекрасный тому пример. В разговоре с сотрудником музея Лаури Мартикайненом признаюсь, что Аалто всегда напоминал мне Сальвадора Дали. Ведь он тоже играл со временем, лепил из него новые формы, не обращал внимания на общепринятые нормы в архитектуре, промышленном дизайне. Лаури охотно поддерживает разговор: – Его жизнь и творчество были попыткой распрямить острые углы в архитектуре и дизайне. Придать им обтекаемую форму волны.

Ваза "Савой" / Алвар Аалто

Он утверждал, что ничто никуда не исчезает и бесконечно повторяется, как штормы на море. Самая сильная волна финского дизайна пришлась на время его творчества. Собственно, Аалто и был той самой волной. Он испробовал все жанры: дом, храм, университет, мебель, посуду, светильники… Был поразительно чуток к миру, любил жизнь, любил людей. И видел свое предназначение не в переустройстве, а в благоустройстве. А потом переводит беседу на несколько неожиданную тему. Спрашивает: – А вы знаете, что Аалто любил и пошутить?

Оказывается

• Крыша Алвара Аалто всегда протекает (Aallon katto vuotaa aina). Мастер любил проектировать плоские крыши, потому что ему нравился цвет мокрых крыш. А это значит, на них всегда скапливалась вода, которая при известных обстоятельствах стремилась просочиться внутрь. Показательный пример – библиотека в Выборге.
• Он любил небольшие туалеты, поэтому в них лучше входить спиной. В мастерской именно такая уборная.
• Алвар Аалто любил печки, но они, как правило, дымили, так как не были оснащены вентиляцией. Поэтому у финских аалтоведов есть выражение «у печки Аалто не погреешься».

Мастер и Айно 

На рояле в зале мастерской – портрет первой супруги Аалто Айно. Она молчаливо взирает в большое окно. Жена, спутница, соавтор, прекрасный менеджер. Это содружество было необычным, как и все связанное с микрокосмом Аалто. Взаимоотношения с супругой базировались не только на общности взглядов.

Айно и Алвар Аалто

Айно и Алвар Аалто

Портрет Айно – жены Алвара Аалто

Портрет Айно – жены Алвара Аалто

Аалто не был расчетливым, несмотря на огромное количество серьезных заказов. Он предпочитал «халтурить» в быту и отдавать все силы творчеству. Любил людей, стремился общаться. Айно же, напротив, была женщиной молчаливой и настойчивой. В совместных работах Алвар всегда ставил имя супруги перед своим именем. Она разрешала все бытовые проблемы, давала ему возможность «доиграть в детские игры», ведь в душе Аалто всегда оставался ребенком. То есть была мастеру не только женой, но и прекрасным секретарем и деловым партнером, что Алвара абсолютно устраивало.

Кстати, знаменитые стаканы, которые так приятно держать в руках, – изобретение Айно. Они скромны, но очень удобны, пальцы не скользят по поверхности, отражения предметов преломляются в странной игре света и граней, как бы говоря: «Добро пожаловать в мир Айно и Аалто».

Присядем? 

- Милый, пожалуйста, вынеси мусор!
- Но я только что присел…
- А что ты до этого делал?
- Лежал.

На многих креслах и стульях Алвара Аалто можно и сидеть, и лежать. Это реально сделать и в его мастерской, и в магазинах Artek, предлагающих продукцию Аалто. Проверено – удобно, оригинально. Хотя и недешево. Открытие Аалто было предельно простым: дома и вещи должны существовать в гармонии со своими обитателями. Первым шедевром «органического дизайна» Аалто стало кресло № 41, производимое сегодня массовым тиражом.

Artek/ предметы интерьера, созданные Алваром Аалто

Artek/ предметы интерьера, созданные Алваром Аалто

Artek/ предметы интерьера, созданные Алваром Аалто

Artek/ предметы интерьера, созданные Алваром Аалто

В 1931 году самое человечное кресло в мире было создано для отдыха пациентов туберкулезного санатория и полностью соответствовало требованиям: в нем приятно сидеть, с него легко вставать. Испробовано на себе. Функционализм Аалто проявляется в полной мере в стульях и креслах. Помните, как устроены лыжи? Их носы завернуты вверх. Вы никогда не задавали себе вопрос, как это получается? Способность дерева гнуться, создавая формы плавных очертаний, свойственные живой природе, легла в основу уникального метода дизайнера. Он придавал изогнутую форму распиленной на тонкие слои цельной древесине. Склеенные воедино пластины и «деревянные макароны» Аалто отличались упругой прочностью и эстетическим превосходством над гнутыми контурами деревянных каркасов предыдущего поколения.

Кресло Paimio

Кресло Paimio

Кресло PaimioВскоре финские мастера придумали многослойную фанеру, позволяющую создавать аналогичные предметы. Таким образом, Аалто смог достичь одной из главных целей современного дизайна мебели – стулья были прекрасно адаптированы для массового производства. Столярные соединения, которые требовали много времени и квалифицированного мастерства, стали просто не нужны. Сборка на месте ножек и их крепеж несколькими винтами – что может быть удобней? Столы могли быть произведены по той же технологии, что и стулья. Самая первая модель табурета, спроектированная Аалто, была трехногой. Табуреты можно было легко «надеть» друг на друга и хранить где угодно.

Artek / Табурет Stool 60

Artek / Табурет Stool 60

Artek / Табурет Stool 60

Artek / Табурет Stool 60

Его следующий, 4-ногий, табурет носил название «барный». В самых ранних моделях подставка для ног, формирующая кольцо вокруг табурета, была сделана из металла. Сегодняшняя жизнь, как, впрочем, и весь финский дизайн, который Аалто усадил на ложе своих представлений об удобстве, изобилует аналогичными повторениями. «Аалто знал, как живут люди, как действуют вещи. Он умел служить красоте. Создал свой собственный сказочный мир. Его произведения можно узнать с первого взгляда, почувствовать Аалто-здания сердцем» – утверждает наш современник, финский писатель Антти Туури. И я с ним абсолютно согласна.

Мнения 

«Аалто Аалто был человеком-ренессансом», – Эдвард Грю, архитектор, работал в бюро Алвара

Масштаб его личности позволял создавать новую модель стола и одновременно с этим проект города. Но все-таки не стоит делать из него икону, Аалто был гением, но он тоже допускал в работе ошибки.

Антти Туури, писатель 

Не все финны могут себе позволить иметь дома мебель Алвара Аалто. Это дорогое удовольствие. И причина дороговизны не в том, что это раскрученный бренд, за которым стоит имя гения, а в красоте, функциональности, удобстве, продуманности его творений, которые не могут быть дешевы. У меня дома есть стол и три стула от Аалто и, конечно, ваза Аалто, которую выпускает Iittala. Когда ко мне в гости приезжают иностранцы, я всегда знаю, что им подарить. Финский нож и ваза знаменитого архитектора – самые лучшие финские подарки.

Оригинал публикации: Журнал Stop in Finland, № 9(91), 2009 

Рекомендуем:

  1. Архитектурный алфавит: Алвар Аалто на букву «А»
  2. Вдохновленные Аалто
  3. Алвар Аалто «Мотивы былых времен»
  4. Легендарная ваза Алвара Аалто Savoy
  5. Алвар Аалто «Рационализм и человек»
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress