Алвар Аалто «Мотивы былых времен»

Статья «Мотивы былых времен» из книги Алвар Аалто «Архитектура и гуманизм».

book6

Алвар АалтоФото: Эйно Мякинен

Алвар Аалто
Фото: Эйно Мякинен

Алвар Аалто: «Хотя мы знаем, что едва ли в состоянии помочь несчастному человеку, все же общая задача архитекторов состоит в том, чтобы очеловечить нашу машинную эпоху».

 

 

 

 

Можно считать, что у нас лишь недавно стали восхищаться старой отечественной архитектурой — наши­ми древними сокровищами, — лишь недавно начали серьезно их изучать. Но в нас, профессионалах, уже так укоренилось преклонение перед ста­риной, что можно без преувеличения сказать: сегодня «авторитет древ­ностей» реально является главным критерием нашей работы. Широкая просветительская деятельность, на­правленная на повышение общей культуры (а это прямая задача и ар­хитекторов), привлекает внимание публики к древней архитектуре, рас­крывает людям ее идеалы и эстети­ческие ценности и, безусловно, созда­ет благоприятные условия для архитектуры современной.

Можно с удовольствием отметить, что повсеместно ведется изучение прошлого нашей архитектуры, и ре­зультаты этой работы публикуются как для специалистов, так и для ши­рокого круга людей.

В связи с этим мне хотелось бы обратить внимание на некоторые осо­бенности памятников нашей старой архитектуры и подробнее остановить­ся на специфике их форм.

GustavIII

Густав III (1740—1792) — ко­роль Швеции. При нем была основана шведская Академия.

Когда бываешь в старых церквах, или смотришь на господскую усадь­бу эпохи Густава III или изучаешь крестьянскую постройку столетней давности, ловишь себя на том, что ты совершенно захвачен эмоциональ­ным звучанием этой архитектуры. Возможно, ты покорен «живой» по­верхностью, хранящей следы ручной обработки, искусной чистотой форм и теми простыми линиями, которые столь созвучны нашему ландшафту; а возможно, этот эмоциональный на­строй возникает благодаря печати времени, лежащей на строительном материале, его многовековой патине.

Я склонен верить, что большин­ство людей (и, конечно, большинство художников) предрасположено к по­стижению внутреннего эмоциональ­ного звучания художественного про­изведения, и это особенно характерно для восприятия старой архитектуры. Ее внутреннее содержание так заво­раживает, что мы чаще всего не за­мечаем второстепенных деталей — да их, пожалуй, здесь и не найдешь.

Однако существует нечто, что вполне можно сравнить по силе впе­чатления с этой повышенной эмо­циональностью, а именно — неожи­данное открытие нами мотивов боль­шой архитектуры, тех скромных при­знаков стиля, которые иногда встре­чаются при изучении примитивных или несколько более развитых форм нашего зодчества. Хорошо помню, с каким восторгом мы ощупывали один — единственный известняковый портал монастырской церкви в Наантали. Этот портал, даже замысел его, — необыкновенно смелое реше­ние для Финляндии той поры. Здесь мы видим не только оживающую по­верхность камня, но уже и живые формы.

Naantalin_kirkko

Монастырь Наантали, неда­леко от г. Турку, был основан в 1438 г. Сохранилась каменная церковь XVI в.

Здесь — стиль; здесь мы со­прикасаемся с настоящей архитек­турой. Это — проявление стиля в том виде, как его воспринимал создав­ший портал скандинавский зодчий. Это — уже не переданное по наслед­ству ремесло мастера каменных дел, исполненное непосредственной радо­сти труда; это — художественное соз­дание архитектора. Так думаешь всегда, когда встречаешься с моти­вами подлинного стиля. Перенесем­ся мысленно в более поздние време­на. Представим себе, например, ма­ленький зал старого главного здания Олккала с его почти тосканской колоннадой или ту немного смеш­ную, простую двухмаршевую лестницу крепости Вадстен, о которой про­фессор Ромдаль с воодушевлением говорил как о первом вестнике Воз­рождения в Скандинавии.

Замок в Вадстене (Швеция) построен в XVI в. на месте монастыря, основанного еще в 1368 г.

Замок в Вадстене (Швеция) построен в XVI в. на месте монастыря, основанного еще в 1368 г.

Мотивы больших стилей настоль­ко редко встречаются в нашей ста­рой архитектуре, что уже поэтому драгоценны для нас, как жемчужины. Впрочем, они открывают нам и дру­гое. В них, как в фокусе, видна отда­ленность нашей страны от центров культуры, хотя, конечно, художест­венная ценность этих мотивов ничуть не уменьшится от того, что их обоб­щат малозначащим термином «про­винциальное искусство». Все подоб­ные явления нашего старого искусст­ва настолько скандинавские по своей сути, а иногда можно сказать — настолько финские, что большего нельзя и желать. Вместе с тем в них таится и нечто такое, что было в наших ста­рых мастерах от интернационального художника.

Вероятно, рассмотрение этих сти­листических мотивов отдельно, вне зависимости от других аспектов ар­хитектуры, покажется искусствен­ным, и это будет справедливо. Но я думаю, в архитектуре наших предков все-таки  можно  выделить  постепенно складывавшиеся собственные традиции — все то, что непосредственно обязано условиям климата, тогдаш­ним представлениям о комфорте и национальным эстетическим нормам. С другой стороны, вполне можно вы­делить и то, что мы назовем «архи­тектурной роскошью», — все, что до­полняет предыдущие факторы влия­нием извне, внешним импульсом, иногда исходившим прямо из-за бли­жайшей границы. И это может быть только одной деталью, даже одной только линией в целостном облике здания.

Я хочу подчеркнуть плодотворное значение таких внешних импульсов для нашей старой архитектуры. Ведь эти «зачатки роскоши» исподволь распространяли вокруг себя влияние стиля, привносили свежее дополне­ние в архитектуру, которую создавал наш деревенский мастер на основе унаследованных им навыков. Вер­ность тогдашних зодчих самим себе и нашей скромной природе хорошо видна в интерпретации разнообраз­ных мотивов, с первых своих прояв­лений полностью ставших местными.

Ваза - династия шведских королей, самым могущественным из которых был Густав Ваза, XVI в. Во время его пра­вления была заложена будущая столица Финляндии г. Хельсинки.

Ваза(Васа)  — династия шведских королей, самым могущественным из которых был Густав Ваза, XVI в. Во время его пра­вления была заложена будущая столица Финляндии г. Хельсинки.

Когда еще недавно наша совре­менная архитектура следовала шведскому Ваза-ренессансу, она заимст­вовала из арсенала средств старого отечественного искусства именно это «ремесло» мастера каменных дел. То был период восхищения «ремеслен­ной» стороной искусства, и, когда гениальное дитя нашего времени — массовое строительство — похоронило этот период, почитание материала осталось нам как его главное дости­жение. Поскольку ныне отечествен­ный «ампир» вновь рассматривается как эстетическая норма, выбор сти­листических мотивов становится для нас еще богаче. Мы перестроились и пошли на выучку к нашим непосред­ственным предшественникам, забыв об искусных мастерах каменных дел. И как прямое следствие подобной пе­рестройки — острое ощущение край­ней ограниченности нашего нацио­нального искусства.

 

 

 

Это, однако, ни в коей мере не означает отказа от всего того, чему научило нас своеоб­разие скандинавского строительного искусства. Это вовсе не является сла­бостью, обычным заискиванием ма­лых народов перед большими. Это, скорее, трезвое понимание прошлого нашей страны; в конечном итоге — наша сила, ибо отныне никакой евро­пейский стиль, никакая теория Мор­риса  или ван де Вельде не увлекут нас в свою пучину. Мы отправляемся по собственной воле в большое пла­вание. Видя, как в былые времена наши мастера умели быть непредвзя­то мыслящими, даже интернацио­нальными, и вместе с тем оставаться верными себе, мы можем с открыты­ми глазами воспринимать влияние и старой Италии, и старой Испании, и новой Америки. Наши предки всегда будут нашими наставниками.

1922

Моррис, Уильям (1834— 1896) — английский деятель в области культуры и общест­венно-политической мысли, социально-эстетические взгляды которого повлияли на развитие социальной проблематики со­временной архитектуры.

Моррис, Уильям (1834— 1896) — английский деятель в области культуры и общест­венно-политической мысли, социально-эстетические взгляды которого повлияли на развитие социальной проблематики со­
временной архитектуры.

Ван де Вельде, Анри (Хенри) (1863 — 1957) — архитектор, один из крупнейших представителей бельгийской ветви стиля мо­дерн — «Арнуво», соединив­ший дарования художника, му­зыканта, литератора.

Ван де Вельде, Анри (Хенри) (1863 — 1957) — архитектор, один из крупнейших представителей бельгийской ветви стиля мо­дерн — «Арнуво», соединив­ший дарования художника, му­зыканта, литератора.

Алвар Аалто: «Наиболее сложная проблема заключается вовсе не в том, чтобы найти формы, соответствующие  современной жизни, а в том, чтобы создать формы, основанные на подлинных человеческих ценностях».

Алвар Аалто

Хуго Алвар Хенрик Аалто родился 3 февраля 1898 г. в Куортане, Юж­ная Остроботния, в семье Иохана Хенрика Аалто и Салли Матильды Хакстедт.

1921получает  диплом  архитектора  в   Политехническом   институте г. Хельсинки.

1923  — открывает   проектную   мастерскую   в   г. Ювяскюля.   Возводит здесь  свои  первые  здания,  отмеченные   влиянием   неокласси­цизма.

1924  — женится на Айпо Марсио, архитекторе по профессии, которая работала с ним до своей смерти в 1949 г.

1927переезжает в г. Турку, где возводит первые функционалистические постройки.

1933переезжает в Хельсинки.

1935организует фирму по оборудованию интерьеров «Артек».

1936строит в Хельсинки (район Мунккипиеми) собственный дом и студию.

 -

1937 — Музей современного искусства в Нью-Йорке организует выстав­ку работ Аалто.

1939 — поездка в США в связи с проектированием и строительством финского павильона на Всемирной выставке 1939 г.

1940 — получает звание профессора архитектуры в Массачусетском тех­нологическом институте, Кембридж, США. Исключая несколь­ко длительных поездок в Финляндию, работает в США до 1947 г.

1943 — становится Президентом Союза финских архитекторов, па по­сту которого остается до 1958 г.

1952женится па Элиссе Мякиниеми, архитекторе, которая работала в его мастерской.1955строит в Мунккипиеми здание для своей проектной мастерской.

1955избирается членом Академии Финляндии.

1963становится   Президентом   Академии   Финляндии.   Остается   на этом посту до 1968 г.

Аалто умер 11 мая 1976 года в Хельсинки.

Алвар Аалто был почетным доктором Принстонского университета, США, политехнических институтов Хельсинки, Цюриха, Милана, Ве­ны, Норвежского технологического института и Колумбийского уни­верситета, Нью-Йорк. Среди наград: золотая медаль Королевского ин­ститута британских архитекторов, золотая медаль Американского ин­ститута архитекторов и др.

 

 

Рекомендуем:

  1. Вдохновленные Аалто
  2. Художник Ильмари Аалто
  3. Экспериментальная дача Алвара Аалто
  4. Легендарная ваза Алвара Аалто Savoy
  5. Вилла Майреа Алвара Аалто
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress