Bauhaus: немецкие корни шведского дизайна

stoolsКак трехногий табурет, придуманный Алваром Аалто, стал четырехногим хитом IKEA, и другие разработки, позаимствованные шведским брендом у великих дизайнеров.

Человеку XXI века по сердцу простота и функциональность вещей. Однотонная посуда, складная мебель, нехитрые мелочи для дома. На основании этого тренда IKEA создала свой узнаваемый стиль, одновременно ознаменовав новую эпоху в дизайне. Но, несмотря на то, что компания претендует на происхождение ещё более шведское, чем Стокгольмская школа экономики, многое из того, что сегодня можно купить в магазинах бренда, было придумано почти 100 лет назад – в Германии, в легендарной школе дизайна и архитектуры Bauhaus.

За 14 лет существования – с 1919 по 1933 год – «дом строительства» стал ярким явлением в мировой истории искусства и оказал огромное влияние на развитие современной эстетики. Начало деятельности «Баухауса» проходило под влиянием утопических идей о возможности переустройства общества путем создания гармоничной предметной среды. А она, в свою очередь, определялась сочетанием красивых и функциональных форм, произведенных промышленным способом из доступных по цене новейших материалов.

Вальтер Гропиусфото: bauhaus-online.de

Вальтер Гропиус
фото: bauhaus-online.de

Первый директор школы, архитектор Вальтер Гропиус, призывал дизайнеров (а они тогда назывались – разработчиками форм) к объединению ремесла и искусства в единое целое. Студенты много времени проводили в мастерских, где учились материализовать свои идеи. Сам Гропиус в качестве примера построил образцовый дом с плоской крышей. Он был выстелен линолеумом, обставлен шкафами-стенками и стульями из металлических трубок.

В итоге в немецкой школе был создан новый тип жилого пространства – простой и практичный, «развенчивающий буржуазную роскошь». Однако дизайнеры «Баухауса» слишком опередили свое время и не встретили понимания в обществе. С приходом фашистов к власти Bauhaus был закрыт как «главный рассадник коммунистических идей», а попытки его возрождения оказались безуспешными. Простые и гениальные идеи школы реализовались лишь спустя несколько десятилетий, в том числе в продукции IKEA.

С 1919 по 1928 годы директором Bauhaus был архитектор Вальтер Гропиус. Затем его сменили швейцарец Ханнес Мейер и модернист Людвиг Мис ван дер Роэ. В разное время в школе преподавали ведущие архитекторы и художники-авангардисты: Иоханнес Иттен, Ласло Мохой-Надь, Пауль Клее, русские Василий Кандинский и Наум Габо, Лионель Фейнингер, Оскар Шлемер, скульптор Герхард Маркс, Гунта Штельцль, Юст Шмидт, Герберт Байер, Иозеф Альберс, Марсель Бройер и Пит Мондриан.

Основные принципы Bauhaus, которые прославили IKEA

1. Меньше значит больше

Считается, что Ikea произвела революцию в мире дизайна, её вещи завораживают простотой и элегантностью. Однако принцип минимализма в дизайне был провозглашён Bauhaus ещё в 1920-х годах. Формула последнего директора школы Людвига Мисс ван дер Роэ о том, что «меньше значит больше», призывающая очистить предмет от всех элементов, не имеющих практического назначения, стала аксиомой художников-минималистов. Форма должна полностью определяться функцией. «Баухаус» искал конструктивность вещи, подчеркивал ее, выявлял, а иногда и утрировал там, где ее нелегко найти (например, в посуде).

Табурет №60 Алвара Аалто, 1933 год.

Табурет №60 Алвара Аалто, 1933 год.

2. Дешево и практично

Самый наглядный пример связи между немецкой школой и шведским брендом – икеевский табурет Alboke. Если сравнить его с табуретом финского дизайнера Алвара Аалто, работавшего в Bauhaus, можно найти единственное отличие – разное количество ножек. Ikea добавила к первоисточнику четвертую опору. Зачем? Чтобы упростить технический процесс производства. С прибавлением ножки стоимость табурета уменьшилась: куда проще было перекрестить в одной точке две длинные гнутые доски, образующие таким образом четыре конечности, чем скрепить три.

Кухонный стол Фердинанда Крамера

Кухонный стол Фердинанда Крамера

639px-Bauhaus_Chair_Breuer-vasily

Стул «Василий» (в честь Кандинского) Марселя Брейера, 1925 год.

 3. Искусство в массы

После Первой мировой перед «Баухаусом» стояла задача создать продукты, доступные семьям с невысоким достатком. В архитектуре с ней благополучно справились – были придуманы многоквартирные дома и построены кварталы из однотипных модулей-сот. А вот с мебелью и другими предметами для дома дела обстояли хуже. Художественные наработки Bauhaus стали модными в узких кругах, но «спуститься в массы» не смогли: в обществе были еще сильны пережитки модерна с характерным неприятием прямых линий и стремлением к декоративности. Дизайнеры Bauhaus не скрывали простоты и дешевизны своих предметов, а наоборот – подавали эти качества как главные преимущества продукции. Представители низших слоев отвергали недорогие трехногие табуретки и состоящие из модулей шкафы, поскольку те стали бы признанием их бедности. Сегодня соединение минимализма и стиля хайтек, хорошо знакомого нам по каталогам IKEA, отвечает потребностям человека, который в ситуации переизбытка информации, ищет ясных и чётких форм, стильной простоты. Шведам удалось популяризировать дешевые вещи.

Барселонский стул – икона модернизма Людвига Мис ван дер Роэ, 1929 год.

Барселонский стул – икона модернизма Людвига Мис ван дер Роэ, 1929 год.

4. Создавать среду, а не предметы

Задача «Баухауса» была грандиознее и масштабнее, чем проектирование отдельных зданий и предметов быта. Архитекторы и дизайнеры школы работали над созданием нового жилого пространства, где всё – начиная с планировки здания и заканчивая штабелирующимися табуретками – было призвано служить нуждам и потребностям человека. Начав с мебели, IKEA сегодня производит целый комплекс товаров для дома и подает их соответствующе – в комплексе. Магазины бренда известны своими микро-интерьерами, где продукция демонстрируется не абстрактно, а в привычной для зрителя обстановке. Потенциальный покупатель видит, как органично вписывается кресло в интерьер гостиной, особенно если и все другие его предметы из магазина IKEA. Эта идея тоже родилась в Bauhaus: неискушенным немцам необходимо было показать, как новые непривычные предметы могут существовать у них дома. Студенты «Баухауса» регулярно проводили своеобразные вечеринки, где демонстрировали разработки школы и предлагали зрителям попробовать их на деле – присесть в необычное кресло, разложить диван или «поиграть» с лампой на гибкой ножке.

Многое из того, что сейчас огромными партиями производится под шведским брендом в странах третьего мира, однажды было сделано мастерами и студентами Bauhaus вручную. История многократно доказывает, что одной лишь гениальной идеи недостаточно: ее реализация будет успешна только в подходящей среде и, возможно, – через десятки лет после ее рождения.

Текст: Анастасия Пацей

Материал опубликован в журнале Chief Time 

Рекомендуем:

  1. Японские корни мраморного дерева
  2. «Золотого льва» в Каннах выиграла консервная банка с селедкой
  3. Йозеф Франк – пионер шведского модернизма
  4. Стиг Линдберг – яркий представитель классического скандинавского дизайна
  5. «Чувственная посуда» Сандры Коэн Каллман – молодого шведского дизайнера
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress