Биргер Кайпиайнен – художник, который любил Шопена, который любил фиалки

Биргер Кайпиайнен один из самых известных финских дизайнеров и керамистов XX века, воплощавший в своих причудливых работах многочисленные стилизованные образы животных и растений. Художник стремился переосмыслить традиционные категории и разрушить привычные рамки восприятия. Кайпиайнен всегда следовал своему собственному пути и никогда не был заинтересован в коммерческой стороне своих работ.

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен

Он восхищал современников своим мистическим и фантазийным взглядом на творчество. Однако с другой стороны буйство и вычурность его образов настораживала адептов современного дизайна. А в художественных кругах чрезмерная декоративность вызывала интерес и изумление. Белая ворона своего поколения, сегодня художник олицетворяет абсолютно другие качества. Публика находит в его работах индивидуальность, она считает его провидцем, не признающим ограничения и компромиссы. Они видят в нём смельчака, который не боялся воплотить в керамике свои самые смелые фантазии.

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / ФинляндияБиргер Кайпиайнен родился в 1915 году в Пори и был в семье младшим из семи детей. В середине 1920-х Биргера отправили на лето его летние каникулы в Сортавалу на Ладогу. Там за ним присматривала бездетная интеллигентная пара эмигрантов Барановскис. Хелен Барановскис училась в художественной школе в Санкт-Петербурге. Круг друзей семьи Барановскис составляли молодые романтики полные свежих взглядов и стремлений. Уже маленьким мальчиком Биргер проникнулся миром искусства.

В школе будущий художник жадно поглощал литературу, охотно и много рисовал. Заметив пристрастия сына, способного разглядывать цветы и гоняться за бабочками часами, мать Биргера обратилась к Артту Бруммеру, который взял под свое крыло юного Биргера в центральной школе прикладного искусства Атенеум. Годы обучения Кайпиайнена совпали с расцветом функционализма, когда предпринимались активные попытки лишить прикладное искусство излишней сентиментальности и декоративности. Но Кайпиайнен был упрям и при чутком понимающем отношении своих учителей, сохранял свой особый поэтический изобразительный стиль.

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / ФинляндияВ 1937 году художественный отдел завода Arabia, бывшего в тот момент флагманом в области свободных прикладных искусств, пригласил Биргера Кайпиайнена на работу. Однако вскоре Биргер серьезно заболел полиомиелитом, а его восстановление замедлилось из-за ложного диагноза. Серьезное заболевание оставило неизгладимый след в жизни и творчестве молодого художника. С тех пор он мог ходить лишь с тростью. Кроме того, вскоре после болезни сына, умер его отец. Болезнь и потеря дорогих ему людей отчасти объясняют оттенок меланхолии, который присущ работам Биргера Кайпиайнена.

«Для меня меланхолия является постоянным состоянием, которое может исчезнуть на некоторое время, но только для того, чтобы вернуться и еще прочнее укорениться во мне»

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Основной тональностью произведений Биргера Кайпиайнена является ностальгия, тоска по тем местам, которых нет, тоска по прекрасным мирам. Ода воспоминаниям по невозможному будущему. Побег из настоящего, из повседневной жизни.

Особый индивидуальный романтический стиль Кайпиайнена нашел в 1940-е большой отклик среди общественности. Скорбные нотки его стиля, которые тем не менее были способны уносить мысли людей от тяжелой повседневности военных лет, полюбились многим. Для больших настенных панно и плиток художник использовал пастельные оттенки, создавая мечтательные серенады в романтических лесных интерьерах; или арлекинов, или молодого человека, ловящего звезды из озера и окруженного фантазиями о девушке. Во многих произведениях повторяется образ – фигурка грустной девушки с распущенными волосами. В ее чертах лица многие узнают образ самого художника. Музыка, театр, опера и балет сопровождали Кайпиайнена на протяжении всей его жизни и наложили свой отпечаток на его творчество. «Я не знаю, где заканчивается Вивальди и начинается Боттичелли», – как-то сказал Биргер о своем отношении к искусству.

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

1950-е были для прикладного искусства Финляндии периодом свободного творчества и экспериментов. Ничто не ограничивало и воображение Биргера Кайпиайнена.  В самом начале 50-х он стал двигаться от живописного фаянса к выразительному трехмерному языку форм. Результатом творческих изысканий художника стало использование рельефных форм, состоящих из мелких фрагментов керамики или керамических гранул-бусин; свободно стоящие женские фигурки-кегли, или длинные монолитные декоративные настенные фигуры. В эти же годы Кайпиайнену поручили проектирование костюмов и декораций для «Спящей красавицы» Чайковского. Еще двадцать лет спустя, художник сделал декорации для «Мадам де Сад» Юкио Мисимы хельсинского Шведского театра.

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

В 1954 году Кайпиайнен переезжает в Швецию в качестве художника фирмы Rörstrand. Здесь у него было много единомышленников и друзей, приобретенных еще в годы работы в Arabia. Работа в Rörstrand стала для Биргера периодом творческой свободы – в его работах стал заметен беззастенчивый маньеризм, цвета стали более драматическими, а темы работ сюрреалистичнее. Кайпиайнен приобрел всемирную известность и компания Rörstrand организовала для него в 1955 году персональную выставку в Нью-Йорке.

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / ФинляндияВ конце 1958 году, после возвращения в Финляндию, Биргер отправился в путешествие во Францию ​​с Магги (Маргит) Халонен, с которой он познакомился через Арми Ратиа (основательница финской компании Marimekko). Магги и Биргер поженились в канун Рождества в посольстве Финляндии в Париже. Но трагические события не переставали сопровождать художника – его брак закончился внезапной болезнью и смертью жены в 1966 году. Короткий брак был окрыляющим для Биргера. Легендарные вечеринки, которые устраивала Арми Ратиа на вилле Bökars, в золотой для Marimekko век, Биргер Кайпиайнен не пропускал. Говорят, что на вилле у него был свой особый «красный номер».

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

«Море фиалок» (Orvokkimeri), Биргер Кайпиайнен

В 60-е дизайнер создал группу декоративных птиц специально для Миланской триеннале. И птицы, и оформление павильона получили Гран-при. Для всемирной выставки Expo’67 в Монреале  Кайпиайнен выполнил гигантскую керамическую панель «Море фиалок» (Orvokkimeri), которая позднее была перемещена в зал заседаний Городского Совета в Тампере.

Биргер однажды сказал в интервью: »Шопен любил фиалки, а я люблю Шопена. Когда я впервые узнал о любви композитора к этим цветам, больше не мог думать ни о чем, кроме фиалок. Сначала я нарисовал фиалки на бумаге монохромными, но затем добавил им несколько цветов».

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен (Birger Kaipiainen) / ArabiaБудучи романтиком в душе, Биргер всячески избегал проектов, ориентированных на создание дизайнерской продукции для масс. Однако в конце 50-х руководству Arabia удалось уговорить художника создать несколько моделей для серийного производства. Так появились орнамент Tapetti (находился в производстве с 1953 по 1962) и посуда Paratiisi («Рай») с узнаваемым фруктово-цветочным орнаментом. Производство Paratiisi было приостановлено в середине 70-х, но позже серия вернулась в производство с небольшими изменениями. Сегодня Paratiisi считается классикой финского дизайна.

Обои с орнаментом Tapetti

Обои с орнаментом Tapetti

Орнамент Tapetti/  Биргер Кайпиайнен

Орнамент Tapetti/ Биргер Кайпиайнен

Посуда Paratiisi ("Рай") /  Биргер Кайпиайнен (Birger Kaipiainen) / Arabia

Посуда Paratiisi («Рай») / Биргер Кайпиайнен (Birger Kaipiainen) / Arabia

Посуда Paratiisi ("Рай") /  Биргер Кайпиайнен (Birger Kaipiainen) / Arabia

Посуда Paratiisi («Рай») / Биргер Кайпиайнен (Birger Kaipiainen) / Arabia

Биргер Кайпиайнен / ФинляндияВ 1981 году Биргер Кайпиайнен вышел на пенсию, но продолжил работу на внештатной основе, появляясь на заводе Arabia почти каждый день. Художник умер в конце рабочего дня на заводе в июле 1988 года.

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / Финляндия

Биргер Кайпиайнен / ФинляндияПризнание:

  • 1951 – Гран-при Миланской триеннале
  • 1963 – медаль и премия Pro Finlandia
  • 1967 – Гран-при Всемирной выставки в Монреале
  • 1977 – присвоение звания профессора
  • 1982 – медаль принца Евгения

В Хельсинки в 1998 году в честь Кайпиайнена была названа улица в районе Арабиаранта.

Рекомендуем:

  1. Оттиски листьев на бирюзовой эмали
  2. Главный художник Фарер
  3. Художник «Калевалы»
  4. Карл Ларссон – художник «благополучного мира»
  5. Легендарный завод Arabia закрывает свое производство в Финляндии
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress