Что такое скандинавский дизайн

Принципы скандинавской эстетики вечны и незыблемы. На них стоит скандинавская архитектура, дизайн, народное ремесло.

При этом нужно сделать оговорку, ограничивающую предмет обсуждения.

Феномен скандинавского дизайна затрагивает прежде всего сферу быта и менее всего сферу высоких технологий. Телефоны финской Nokia ничем особо скандинавским от японской, южнокорейской и американской продукции не отличаются. Так что, говоря о скандинавском дизайне, имеем в виду интерьер (офисный, в том числе), мебель, посуду и прочее. Скандинавский дизайн пришел из дома, дома он и живет.

Другая ограничительная оговорка касается культурной географии. Финский комфорт – это одно, а арабский, к примеру, категорически другое. Поэтому имеем в виду, что наше обсуждение происходит в рамках западного образа жизни и не распространяется дальше его границ.

Скандинавское отношение к предметной среде, на мой взгляд, является одним из трех китов, на которых стоит современная философия западного дизайна.

Первый – это германский функционализм (школы Баухауз, Ульм, фирма Браун с Дитером Рамсом). Второй – итальянский темпераментный эмоциональный стиль, трактующий любой, даже сугубо технический, объект как повод для художественного творчества (Алессандро Мендини, Этторе Соттсасс, Марио Беллини, Гаэтано Пеше). И третий – скандинавское трепетное отношение к природному материалу и традициям народных ремесел. Японский дизайн, бесспорно, также внес огромный вклад в формирование мировой предметно-пространственной культуры, но его основные принципы практически идентичны скандинавским, а разница базируется на различии в материалах, природных условиях и ремесленных традициях. То есть японский и скандинавский дизайн во многом явления одного порядка. Но мы обсуждаем прежде всего западный дизайн. Так что будем считать, что кита все-таки три.

Если метафорически обозначить каждый из этих национальных дизайнов одним словом, то германский – это функционализм, итальянский – красота, скандинавский – чистота. Других, столь же особых, ярких и самобытных национальных школ не существует. Естественно, дизайн есть и в других развитых странах и везде можно найти талантливых дизайнеров, но это вполне интернациональное явление, часть процессов глобализации. Например, в США, конечно, есть дизайн, иногда очень неплохой, но никакого американского дизайна, как чего-то особого, непохожего, нет.

Корни скандинавского феномена безусловно растут из финской почвы.

Финские дизайнеры и архитекторы Ээро Сааринен, Алвар Аалто и более поздние Тапио Вирккала, Тимо Сарпанева, Антти Нурмесниеми внесли неоценимый вклад в сегодняшнюю эстетику предметно-пространственной среды. Чистота линий, бережное отношение к материалу, бескомпромиссная функциональность, пристальное внимание к цвету и фактуре поверхности – вот, если вкратце, то, на чем базируется слава финского дизайна. Лаконичность, простота формы и конструкции. Любовь к дереву, стремление подчеркнуть его теплоту, структуру, гибкость, выявить его природу. Честное, уважительное отношение к металлу. Любование волшебными свойствами стекла. Предпочтение белого всем остальным цветам, белый цвет как венец всего цветного, что точно совпадает с физической природой белизны. Почти молитвенное почитание пустого пространства, рафинированно чистая пустота как высшее совершенство. (Это, кстати, очень близко к японскому идеалу жилища.) Свет как конструктивный материал. Свет выстраивает пространство на равных правах с бетоном и деревом, ведь свет на севере – большая ценность.

Конечно, скандинавский дизайн меняется вместе с переменами в образе жизни, прежде всего связанными с революцией в информационной сфере. Меняются материалы и технологии, но принципы, философия остаются. Шведская IKEA, помножив скандинавскую эстетическую парадигму на изощренный маркетинг, изменила лицо сегодняшней предметной среды. Антиэстетика Диснейлендов, Лас Вегасов и оскаровских церемоний, конечно, делает свое черное, точнее пестрое, дело, что, к сожалению, отразилось и в представленной офисной коллекции. Но думаю, это влияние случайное, наносное. В целом можно видеть, что скандинавский стиль, опираясь на «разумное, доброе, вечное», прочно стоит на ногах и продолжает успешно развиваться. Он всегда был, есть и будет. Это классика. А попса против классики бессильна.

Текст: Дмитрий Азрикан

Источник: Gazeta.ru

 

 

Рекомендуем:

  1. Скандинавский дизайн
  2. Юкка Саволайнен: «Дизайн сам по себе является проблемой»
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress