Директор компании ARTEK Миркку Кюллберг: «Важно иметь перспективу в прошлое»

Мебель финской компании Artek можно найти чуть ли не в каждом финском доме. Многие предметы мебели, производимые Artek входят в золотой фонд дизайна XX века.

Artek сотрудничает с несколькими современными дизайнерами и архитекторами – Шигеру Баном, Наото Фукасавой, Харри Коскинненом. Но основа портфолио компании – старые модели мебели, которые разрабатывал Алвар Аалто, основатель и первый владелец Artek, в 30-е – 60-е годы, и модели другого великого финна, Илмари Тапиоваары, которые были разработаны в основном в 50-е годы для других производителей – некоторое время назад Artek получил права на воспроизведение этих моделей.

В рамках «Дней финского дизайна» в Москве, проводимых институтом «Стрелка», с лекцией в столице побывала директор компании Artek — Миркку Кюллберг (Mirkku Kullberg). Ниже мы публикуем ее интервью, вышедшее на сайте Admagazine.ru.

Вы говорили на лекции, что ваша фирма  это «портфельная компания» (portfolio company). Объясните, пожалуйста, в чем разница между портфельной компанией и дизайнерской компанией. 

На самом деле, тут нет никакой разницы. Портфельная компания может быть одновременно и дизайнерской. Особенность Artek  в том, что это как бы шоу одного человека, все спроектировал Алвар Аалто. Но мы стремимся расширять портфолио, чтобы продавать и другие знаковые коллекции. Мы присоединили к себе коллекцию Илмари Тапиоваары, у нас есть несколько вещей Ээро Аарнио, есть Фукасава, Шигеру Бан, работы Харри Коскинена. Таким образом, наше портфолио – книга с несколькими главами, не с одной.

Как я понимаю, вы не делаете ежегодные коллекции?

Делаем! Мы выпускаем новую коллекцию каждые два-три года. В прошлом году мы показывали светильники Вилле Кокконена, а сейчас мы в процессе создания двух коллекций. Одна – это светильники, а другая, очень интересная, с дизайнером, который пользуется мировой известностью – ее мы запустим в 2014 году.

И что это за дизайнер?

К сожалению, не могу вам назвать имя!

Как вы выбираете дизайнеров?

Знаете, в этом много химии. Мы не делаем с дизайнерами проекты – для нас это отношения. Мы начали сотрудничать с Шигеру Баном и продолжаем с ним сотрудничать. Мы начали работать с Харри Коскиненом, и мы уже почти замужем за Харри Коскиненом. Если хороший дизайнер нам по душе, мы стараемся узнать, как он работает, узнать, насколько наши производственные возможности сходятся с его методом работы, как наша команда может помочь дизайнеру. Я считаю, что лучшие вещи появляются не сразу, и мы даем дизайнерам ошибаться.

Интересно, а как вы влюбились в Фукасаву?

Как? Ну, в своем магазине мы продаем мебель и других коллекций, не только свою, и мы хотели торговать мебелью Maruni, японской компании, с которой он сотрудничает. Мы знали о нем. И хотели просто познакомиться с ним. Мы сами себе не говорили, зачем к нему едем. Просто пришли и сказали: здравствуйте, г-н Наото Фукасава, мы хотели бы поговорить с вами. Мы говорили вообще о жизни, о том, как он провел лето, и вдруг поняли, что это случилось. Мы взяли и поняли: это наш человек, вперед. Почему это произошло… Он так влюблен в свое дело, так влюблен! И он перфекционист. Это здорово.

Один редактор нашего журнала недавно был в Хельсинки и зашел в ваш магазин. Говорит, мебель Artek очень дорогая. Что ж она такая дорогая-то?

Дороговизна – вещь относительная. Наша мебель всегда, с самого начала была довольно дорогой, потому что тщательно отбирали березу, из которой ее делали, и делали тоже тщательно, а стоимость труда всегда высока. Но в конечном счете она дешевая, потому что ее жизненный цикл очень долог. Это не консьюмеристский продукт. Мы предлагаем вещи, которыми вы будете пользоваться всю жизнь. Это хорошая инвестиция.

Это значит, что продукция Artek  не массовая продукция?

Массовое производство… Знаете, все детали можно произвести одинаковым образом. Но потом их надо собрать, и отделка… самая дорогая вещь – это отделка. А ее необходимо сделать хорошо.

В Финляндии, должно быть, много старой мебели Artek.

Да.

Знаменитый штабелируемый табурет Алвара Аалто (1933 г.)

Интересно, а обычные люди в Финляндии что думают об этой мебели? Они к ней относятся как к произведениям искусства или как к чему-то повседневному?

Думают, что, да, она повседневная. Еще думают, что она качественная. Обычные люди, у которых по 40-50 лет стоит наша мебель, считают ее практичной. Иностранцы, например, японцы и американцы, ищут 20-30-летние вещи Artek и, думаю, относятся к ним как произведениям искусства. А для нас это – вещи обычные, хорошего качества, простые, разумное решение. Ведь мы рождаемся с ними. Мы окружены ими в детском саду, школе, университете. Я помню, у моей сестры в доме все было только Artek, Marimekko, Vuokko. И я думала: уж мой-то дом будет совсем другой! А закончилось тем, что я работаю в Artek, такие дела!

Мне понравился наш спор о цене и качестве. По-моему, ваше поколение – поколение критиков. Вы размышляете о том, что вы хотите и что вам на самом деле надо. Еще, я думаю, важно иметь перспективу в прошлое, чтобы верить во что-то. Вокруг много информации, много образов. Нам нужно твердое основание, чтобы встать на него. Чтобы знать, откуда мы, куда мы идем, и так далее.

По-моему, это так хорошо! По-моему, это так правильно! Мои дети покупают одежду в основном на блошиных рынках. Там же мы покупаем для дома все стекло. Оно у нас все старое. Я три года покупала на блошиных рынках стаканы Wirkkala. Старые вещи в доме позволяют видеть культурные слои жизни. Особенно молодым людям это полезно.

Рекомендуем:

  1. Старый добрый дорогой табурет
  2. Симпатичные слоники и Муми-тролли – узнаваемые образы компании Finlayson
  3. Магический «Мак» компании «Маримекко» (Marimekko)
  4. Финский дизайнер Ээро Аарнио: «В моей области невозможно быть художником, не являясь техником»
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress