Дизайн конституции по-исландски

Резиденция президента Исландии

Во время посещения конференции по онлайн-маркетингу репортёр mashable.com Саманта Мёрфи оказалась в гостях у президента Исландии, который гостеприимно рассказал об использовании в стране социальных медиа и технологий для перестройки общества и экономики этой небольшой северной страны.

Президент приглашает домой

Тот факт, что Олафур Рагнар Гримссон (Ólafur Ragnar Grímsson) — управляющий страной в течение 16 лет и только что объявивший на прошлой неделе, что он начинает кампанию за переизбрание — приглашает незнакомцев в свой дом не так уж удивительно, если учесть, как президент управляет Исландией.

Конечно, это очень редкая черта для человека в его положении, открыть дверь людям, которых он не знает. Но это именно такой путь подходит правительству в этой крошечной, снежной стране в середине Атлантического океана.

«Исландия является обществом, основанным на принципе, что каждый друг, пока не доказано обратное. К сожалению, большинство стран идут в противоположном направлении, предполагая, что каждый является потенциальной угрозой. Это опасный путь, потому что вы принципиально уничтожаете демократический характер встреч для человека. У Исландии другой подход», — говорит Олафур Гримссон.

В настоящее время страна переживает возрождение после экономического кризиса в 2008 году. Исландия решила не выручать предприятия, которые были частично ответственны за кризис, и с тех пор создала новую конституцию, чтобы двигаться вперед.

Доступность президента Исландии является уникальной, как и его подход к интернету и современным технологиям, чтобы помочь развитию экономики. В дополнение к причудливому Tumblr-блогу — Исландия хочет быть вашим другомтвит-лента и страница Facebook стали для Исландии способами распространения информации о стране и развития туризма.

Также как и медиа-кампания 2011 года «Вдохновитесь Исландией», когда власти призвали граждан принять туристов на отдых по всей стране. Акцию поддержал даже лично президент, приглашая туристов в свой дом на блины со взбитыми сливками и вареньем из ревеня.

В целом, интернет сыграл большую роль в современной Исландии. Правительство недавно попросило граждан размещать онлайн-комментарии и отзывы о том, что они думают о новой редакции конституции. И хотя президент сначала заявил, что не будет баллотироваться на переизбрание в этом году, он изменил свое мнение после тысяч онлайн-подписей исландцев, желавших продолжения его полномочий.

Iceland @thisisiceland

Хотя возникает вопрос: неужели все это возможно потому, что страна может похвастаться лишь 300 000 жителей, или может мантра «давайте-все-работать-вместе» станет работать в другом месте?

Правительство доступности

«В какой-то степени, размер Исландии способствует этому», — замечает глава государства, откинувшись на спинку стула. «Тем не менее, есть небольшие сообщества в больших странах, которые могут посмотреть на Исландию в качестве модели».

Хотя некоторые полагают, что доступность президента может быть риском для его безопасности, он говорит, что гораздо больший риск — это не укреплять доверительные отношения со своим народом.

«Многие говорят, что должно быть больше барьеров для президента при взаимодействии с гражданами и что они могут даже его убить, но это противоречит тому, как мы хотим строить нашу жизнь. Например, всегда существует риск дать подростку водительские права, но мы признаем, что и риск позволить ему ехать в любом случае», — размышляет Гримссон.

Прогрессивность Исландии в объятии современных технологий поражает. Например, в 2011 году Конституционный совет Исландии впервые в мире разрабатывал новую конституцию методом краудсорсинга. Для этого принимались онлайн-предложения исландцев на сайте КС —stjornlagarad.is, на его аккаунтах в твиттере и Facebook, а также соцстраницах национальных СМИ. Это сделало процесс невероятно прозрачным и обеспечило очень высокий уровень участия граждан.

«В период после финансового кризиса, мы поняли, что это не просто экономический или финансовый кризис, он был также социальным, политическим и судебным кризисом», — продолжает Гримссон: «Если мы хотим восстановить свои силы и позиции, то традиционных экономических и финансовых отношений для этого не достаточно. Нам нужен другой демократический подход».

Проект документа был размещен в сети, где он собирал рекомендации и замечания от граждан по его изменению. «Вы можете посмотреть на это как на инновацию, с точки зрения современных технологий, но на самом деле это просто современное выражение старой исландской традиции», — замечает господин президент.

После того, как страна впервые была заселена викингами, жители создали парламент — Альтинг, открытые собрания и суды. Они были основаны на верховенстве закона обычаев и договора, а не на исполнительной власти.

«Традиция проведения сформировалась таким образом, чтобы каждый мог следить за властью и иметь доступ к разработке законов. Это было одной из первых страниц нашей истории. Это стало частью идентичности Исландии. Поскольку Исландия — небольшое общество, открытость здесь, вероятно, имеет иной, больший смысл, чем в больших обществах с бюрократическим государством», — рассказывает Олафур Гримссон. «Такого никогда не было в Исландии. Но, как и многих других странах сейчас, у нас есть много активности, созданной с помощью Интернета и социальных медиа».

Сила интернета

Когда Гримссон объявил, что не будет баллотироваться на переизбрание в 2012 году — а тогда бы он мог быть президентом дольше всех в истории страны — жители Исландии начали подписывать онлайн-петицию, призывая его остаться на своем посту.

«Я решил не служить больше президентом, и думал, что может быть полезно делать другие вещи», говорит Гримссон. «Тем не менее, многие люди хотят, чтобы я продолжал работу, и не хотят искать президента во время периода неопределенности».

Он согласился баллотироваться на очередной срок при условии, что неопределенность в экономике и другие вопросы будут решены. Также он оставил за собой право не служить полный срок.

«Это говорит о том, что вы можете много сделать с помощью Интернета, гораздо быстрее, чем когда-либо прежде», добавляет Гримссон.

«Если вы слишком увлечены технологиями и общением с людьми в цифровой форме, то существует опасность уменьшения важности личных встреч», — размышляет Гримссон. «Существует также риск того, что технология может стать основной формой общения, и это может также повлиять на прозрачность и доверие. Я бы не хотел, чтобы это произошло в Исландии».

Вдохновленные Исландией

Страна захватывает интернет для роста туризма, и, кажется, это работает. Кристиан Хауксон (Kristján M. Hauksson) — основатель Nordiac eMarketing говорит, что Исландия пережила почти 20% рост туризма в 2011 году. Кампании, безусловно, помогло, когда мир узнал, что в Исландии экономический кризис и неспокойный вулкан Эйяфьятлайокудль. Кроме того, лоу-кост авиакомпании, такие как EasyJet выразили заинтересованность летать в Исландию.

Входя на InspiredbyIceland.com, туристы могут записаться на бесплатные экскурсии, встретиться с местными жителями и, конечно, даже посетить дом президента.

Невероятно популярный ролик на Vimeo посмотрели несколько миллионов человек

«Участникам кампании передавалась идея, что мы все друзья пока не доказано обратное, и что мы можем работать вместе для распространения информации», делится PR-рецептом господин президент. «Это способствовало успеху и широкой рекламной кампании Исландии без огромных затрат».

Гримссон отметил, что технологии оказывают большее влияние на политику в больших и малых общинах. «Ранее требовалось несколько месяцев, чтобы сделать такую кампанию, сейчас это возможно в считанные часы, благодаря мобильным телефонам и интернету».

Президент Исландии ссылается на одну из внешнеполитических речей Барака Обамы по разрешению ситуации в Египте. Удивительно, но толпа в Каире успела отклонить инициативу Обамы через твиты и онлайн-сообщения ещё до того, как он закончил говорить. «Технология становится способом показать все, что происходит в реальном времени — это даёт людям возможность быть активными и влиятельными практически немедленно», — завершает Олафур Гримссон.

Автор: Саманта Мёрфи (Samantha Murphy)
How Iceland Is Rebuilding Its Economy With Social Media

Рекомендуем:

  1. Дизайн-студия на колесах
  2. Арне Якобсен — дизайн «от ложки до города»
  3. Юкка Саволайнен: «Дизайн сам по себе является проблемой»
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress