Дом «Жизнь на листе»

Ян-Эрик Андерссон — финский художник и архитектор, живет и работает в Турку. Его художественные работы не стеснены каким-то одним средством выражения: рисунки, картины, инсталляции, перфоманс и архитектура, он пробует себя во всем. На протяжении последних 12 лет Андерссон сотрудничал со многими известными художниками и архитекторами, например, с художником по звуку Шоном Декером из Чикаго и архитектором Эркки Питкяранта из Хельсинки.

Дом «Жизнь на Листе» в начале появился на страницах его докторской  диссертации в области визуального искусства, над которой Андерссон работал в Хельсинкской академии изящных искусств.

Листообразная форма дома была выбрана не сразу. Более 15 лет Андерссон работает рука об руку с финским архитектором Эркки Пикяранта. Они оба разделяют подход, что в архитектуру следует вкладывать больше природных форм. «Природа прекрасна и ее положительное влияние на человеческую душу бесспорно. К тому же, органичные природные формы зданий получаются очень функциональными», — подчеркивает художник.

До Дома-Листа архитекторы спроектировали несколько зданий, выбрав для них формы герберы и зернышка тмина. Затем коллеги решили посмотреть, насколько удобным может оказаться для проживания семьи дом в форме листа. Кроме этого им было интересно отклониться от основного архитектурного вектора, согласно которому большинство домов имеют унылую предсказуемую геометрическую форму.

«Я много лет изучал ботанику и биологию. Знаю названия практически всех растений, цветов и деревьев на латыни. И нарисовал их не одну сотню. В школе я постоянно что-то разрисовывал растительными орнаментами. Украшенные мною шкафчики из школьной спортивной раздевалки до сих пор хранятся на чердаке в доме моей мамы. Поэтому такие природные формы у меня с детства в крови», — говорит Андерссон.

Любой проект он всегда начинает с истории. Дом не появляется сам по себе. Углы стен не возводятся только потому, что надо строить. Ян-Эрик всегда отправляется в своих поисках подходящей формы намного глубже. Так, когда выполнялся проект коровника, был построен не просто коровник. В основу здания легла игра ассоциаций, потребности людей, которые работают там. Парное молоко и свежеиспеченный ароматный хлеб с тмином — одно из приятнейших детских воспоминаний. Так была выбрана форма — зернышко тмина, способствующая воскрешению детских воспоминаний и делающая работу персонала более приятной.

Изобилие люстр — средство борьбы с серостью северной зимы

Стоимость работ над домом «Жизнь на Листе»стала чуть более высокой, чем над остальными проектами. В основном, Андерссон и команда с которой он работает, стараются придерживаться бережливого использования ресурсов. Но именно в этом проекте ему хотелось показать, что из одних и тех же строительных материалов люди могут построить совершенно разные дома. В доме сознательно не предусмотрен гараж, используется геотермальное тепло от большого камня, в качестве изолирующих материалов применяются переработанные газеты.

Истории, сотрудничество с художниками и природой, искусство и функциональность — те четыре слоя, которые лежат в основе идейного «пирога» Андерссона.

Помимо Курта Швиттерса, Ле Корбюзье, Антонио Гауди, Брюса Гоффа, Константина Мельникова, Хундертвассера и Рема Колхаса, большое впечатление на Андерссона оказала шведская детская писательница Эльза Бесков, в сказках которой часто встречаются описания домиков в форме шляп и зонтиков. Те 30 лет, что художник занимается искусством, посвящены непрекращающемуся исследованию того места, где пролегает граница между яркой и фантастической эстетикой образов, создаваемых взрослыми для детей и удручающей серьезностью, которая сквозит в визуальной культуре самих взрослых.

«Я уверен, что дома создаются для того, чтобы рассказывать истории, придумывать мифы и обзаводиться троллями. И я не считаю, что это ребячество. Не все должно быть абстрактным. Не думаю, что голая плоская стена, выкрашенная в белый цвет, особенно способствует развитию фантазии и работе мозга. Нам нужно топливо. Вот почему так важно, чтобы в доме было много искусства; в разных его формах: фотографии, живопись, архитектурные приемы, полы, реагирующие на изменение погоды на улице, мебель, вовлекающая в разговор тела и формы. Искусство в доме — это не просто картинки в рамочках, развешанные по стенам. Символы, звуки, запахи, которыми должен быть богат дом, создают особое ментальное пространство. В нем наша душа обретает более благодатную и насыщенную среду, чем в абстрактных формах, почитаемых современными архитекторами», — делится своими представлениями об идеальном доме Андерссон.

Спальня «Жизни на Листе»

Мировоззрению художнику наиболее близка концепция дома, которой придерживались художники эпохи Ар Нуво — дом как приют для души.

В доме «Жизнь на Листе» сейчас живут три человека: сам художник, его жена и их восьмилетний сын.

В некоторые дни дом открыт для экскурсий и посещений по предварительной договоренности с хозяевами.

Столешница выполнена художницей, знакомой Андерссона

Стеклянный купол на крыше сделан в форме колокольчика

Сауна в форме луковицы — тоже идея Андерсонна

Ян-Эрик Андерссон

Сайт художника: Аnderssonart.com, страничка дома в facebook

 

Рекомендуем:

  1. Шведская дача
  2. Часовня тишины
  3. Дом, похожий на змею
  4. Вдохновленные Аалто
  5. Стулья как игрушки финского дизайнера Ээро Аарнио
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress