Художник «Калевалы»

Аксели Галлен-Каллела
Триптих «Легенда об Айно», 1891
Музей Атенеум, Хельсинки

В музее Атенеум в Хельсинки сразу бросается в глаза огромный триптих «Легенда об Айно» художника Аксели Галлен-Каллелы. Три картины были созданы на материале великого эпического памятника финской поэзии — «Калевалы». Величие мифологических образов, лирическое богатство, мощь фантазии, философская глубина «Калевалы» всегда вдохновляли финских художников, композиторов, поэтов.

Триптих последовательно рассказывает легенду о девушке Айно, которая, встретив в лесу старого мудреца Вяйнямейнена, в ужасе сбрасывает свои украшения, отвергая любовь «вековечного песнопевца» (левая часть). В отчаянии, обреченная уже старцу, Айно уходит к морю (правая часть) и видит: «там три девы по волнам морским стремятся. Айно хочет к ним идти четвертой». И, наконец, центральная часть изображает последнюю встречу Вяйнямейнена с Айно, которая рыбой попадает ему в сеть, но, не узнанная им, навсегда исчезает в волнах. Живописный строй триптиха содержит новые формальные черты — декоративную линейность и уплощенность объемов, обобщенность интенсивных цветовых пятен. Триптих заключен в орнаментально исполненную раму с написанными на ней отрывками из рун, что позволяет говорить о влиянии на художника стилистики живописного символизма, эстетики стиля «модерн».

Многие годы Галлен-Каллела вынашивал мечту о роскошном издании «Калевалы», накапливая иллюстрации и орнаменты, но так и не смог его осуществить. Часть этих произведений опубликована в русском издании финского эпоса, вышедшем в 1977 году.

Аксели Галлен-Каллела

 

Аксели Галлен-Каллела (Akseli Gallеn-Kallela)
26 мая 1865 Пори, Финляндия – 7 марта 1931 Стокгольм
Родился в городе Пори (шведское название — Бьорнеборг) на юго-западе Финляндии) в семье предпринимателя.
Его фамилия выразила двусоставность местной культуры: отец художника пользовался ее шведским вариантом – Галлен, а дед – финским – Каллела.
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Хельсинки (1881–1884).

Аксели Галлен-Каллела
Автопортрет в виде фрески, 1894

Затем он уехал учиться в Париж – в академию Жюльена (1884–1889) у Бугро и Кормона. Испытал влияние Бастьен-Лепажа.

Аксели Галлен-Каллела
Моя первая комната в Париже, 1884

Аксели Галлен-Каллела
Бульвар в Париже, 1885

Аксели Галлен-Каллела
Урок обнаженной натуры, 1885

Аксели Галлен-Каллела
Парижское кафе, 1886

Начальная пора творчества финского художника ознаменовалась произведениями, которые привлекают образами людей из народа, реалистически достоверным и психологически убедительным постижением народной жизни. Они решены в духе скандинавского веризма и воплощают характерные типажи и бытовую среду крестьянства.

Аксели Галлен-Каллела
Мальчик с вороной, 1884

Аксели Галлен-Каллела
Обнаженный мужчина, 1880

Аксели Галлен-Каллела
Гниющая рыба, 1884
Национальная галерея, Хельсинки

Аксели Галлен-Каллела
Старуха и кошка, 1885

Аксели Галлен-Каллела
Деревенская жизнь, 1887

С любовью  воспроизводит Галлен-Каллела национальный склад характера, черты самобытного образа жизни, своеобразие финской природы.

Аксели Галлен-Каллела
Зимний пейзаж, 1887

Аксели Галлен-Каллела
Обнаженная, 1888
Национальная галерея, Хельсинки

Аксели Галлен-Каллела
В сауне, 1889

К концу XIX века, органически войдя в русло «нордизма» — северного модерна, Галлен-Каллела стал значительным, а с годами и крупнейшим представителем его национально-романтического финского направления.

Аксели Галлен-Каллела
После маскарада, 1888

Аксели Галлен-Каллела
Confessio Artis, 1894

Аксели Галлен-Каллела
Горничные из Тапиолы, 1895

Аксели Галлен-Каллела
Портрет Эдварда Мунка, 1895

До революции художник не раз выставлялся в России. Начал с показа на Всероссийской культурно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, где представил свою знаменитую калевальскую серию – триптих «Айно», «Защита Сампо», «Ковка Сампо» и другие работы.

Аксели Галлен-Каллела
Ковка Сампо, 1893

Аксели Галлен-Каллела
Защита Сампо, 1896

Выставка принесла Галлен-Каллеле широкую известность, но не принесла ему радости: художника больше ругали, чем хвалили. Его «вызывающие» картины раздражали публику, воспитанную на господствовавших в те годы бытовых сюжетах поздних передвижников и на салонных академических пейзажах.

Аксели Галлен-Каллела
Весла на берег, 1891

Аксели Галлен-Каллела
Symposium, 1894

Весной 1897 года Сергей Дягилев задумал устроить выставку русских и финских художников, которая положила бы начало новому обществу «Мир искусства», и начал переговоры с финнами через известного финского художника А.Эдельфельта.

Галлен-Каллела, опасаясь, что его картины снова не поймут, поначалу отказался принимать участие в ней. В письме Эдельфельту так объяснил свой отказ:
«От меня требуют слишком многого, когда хотят, чтобы я был козлом отпущения для разъяренной критики, которая, не знаю почему, выбрала именно меня… Мои произведения представляют то как образец больного искусства, то как стремление к оригинальничанью, то как модный снобизм, то как потрясающий вызов…»

 

Аксели Галлен-Каллела
Мертвый Лемминкяйнен, 1896

Акселли Галлен-Каллела
Озеро Руовеси, 1896

И все же финский живописец отдал 11 работ на «Выставку русских и финляндских художников», которую неутомимый Дягилев открыл в январе 1898 года в залах музея Художественного училища Штиглица. Выставка пробудила большой интерес у петербуржцев к творчеству финских художников.

Александр Бенуа писал о ней в своих воспоминаниях: «Та выставка, из которой мы после ряда выступлений соединились в одну группу (впоследствии назвавшуюся «Миром искусства»), соединила нас с нашими финляндскими друзьями».

Аксели Галлен-Каллела
Проклятие Куллерво, 1899
Музей Атенеум, Хельсинки

Перейдя от масла к темпере, Галлен-Каллела писал монументальные панно, посвященные героям национального эпоса. Узловые моменты фабулы, символическая четкость деталей сочетаются в этих композициях с броскими цветокомпозиционными ритмами. К этим панно относятся и «Проклятие Куллерво».

Аксели Галлен-Каллела
Куллерво едет на войну, 1899

Аксели Галлен-Каллела
Куллерво едет на войну, 1901

Тяготение Галлена-Каллелы к «большим» формам реализовалось в монументальных росписях для финского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже.
Комплекс работ для плафона был также посвящен «Калевале». В них чувствовалось увлечение итальянским Возрождением, искусством Джотто, Орканьи, фресками Помпеи, графической культурой Флоренции. Сюжетно эти росписи были повторены на стенах вестибюля Национального музея в Хельсинки в 1928 году.

В Париже на выставке экспонировались также его портреты, картины и даже архитектурные проекты. Художник был удостоен золотой медали и приглашен участвовать в работе русского отдела Венского «Сецессиона».

Аксели Галлен-Каллела
Зима, 1902

Аксели Галлен-Каллела
На реке Туонела, 1903
Национальная галерея, Хельсинки

Аксели Галлен-Каллела
Русалки, 1905

Выступал Галлен-Калела и как портретист. Своеобразная дружба-вражда связывала его с А.М.Горьким, сперва критиковавшим мастера за «декадентство», но потом Галлен-Каллела написал портрет Горького.

Аксели Галлен-Каллела
Портрет Максима Горького, 1906
Музей искусств, Турку

Аксели Галлен-Каллела
Портрет Густава Малера, 1907

Сергей Дягилев привлек финского художника к изданию нового журнала «Мир искусства». Он писал Галлен-Каллеле: «Я намерен побывать у вас на даче недели через две. Речь пойдет об иллюстрированном журнале, который я хотел бы издавать, и о вашем обязательном участии в нем». И уже в первом, ноябрьском номере «Мира искусства» Дягилев поместил репродукции с картин финского мастера.

Аксели Галлен-Каллела
К звездам, 1907

Аксели Галлен-Каллела
Мужчина и кукла, 1908

 

Аксели Галлен-Каллела
Автопротрет, 1916

Умер Галлен-Каллела в Стокгольме в 1931 году. Благодарные соотечественники сохранили в неприкосновенности последнюю мастерскую художника — замок в Леппявара. С 1961 года здесь открыт мемориальный музей-мастерская.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иллюстрации: www.the-athenaeum.org

По материалам сайтов:

http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post76200287/

http://www.krugosvet.ru/articles/92…1/1009241a1.htm

http://www.iskustvo.info/index.php?aut_id=539

http://urds-well.nnm.ru/gallenkalle…kallela_akseli_

http://www.senat.org/kale1/txt5.htm

http://www.realtravel.ru/countries/…nd_culture.html

Рекомендуем:

  1. Птицы Калевалы от Санны Аннуки
  2. Художник Ильмари Аалто
  3. Шведский художник Эйнар Йолин: «Люди перестают видеть чудеса»
  4. Финские художники расширили понятие комикса
  5. Поцелуй свою подушку
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress