Исаак Грюневальд и Сигрид Хейертен: подражатели Матисса стали классиками шведского модерна

В прошлом году на шведских аукционах две картины шведского художника Исаака Грюневальда были проданы за 300 тысяч евро каждая.

Исаак Грюневельд. Мальчик с корабликом. 1918

Сначала в мае 2011 года на аукционе Буковски «Мальчика с корабликом» купили за 300 тысяч евро.

Исаак Грюневельд. Натюрморт с гладиолусами. 1916-18

Потом в октябре 2011 года «Натюрморт с гладиолусами» ушел тоже  за 300 тысяч евро.

 

Исаак Гирше Грюневальд (Isaac Hirsche Grünewald)

2 сентября 1889, Стокгольм – 22 мая 1946, Осло

Шведский художник-экспрессионист, сценограф, педагог и писатель.

Исаак Грюневальд был ведущим представителем первого поколения шведских модернистов на протяжении почти всей своей карьеры, охватывающей четыре десятилетия (с 1910 по 1946 год).
С 1905 года, в течение трех лет, Исаак изучал живопись во влиятельной художественной школе Союза шведских удожников.
В возрасте 19 лет, в 1908 году, Грюневальд приехал в Париж, где вскоре начал учебу в Академии Анри Матисса (1908-1911), главного проповедника идей экспрессионизма и фовизма во Франции. Академией громко называлась большая комната в старой часовне монастыря по бульвару Инвалидов, где постоянно толпились десятки студентов.
В 1909 году, выставив свои работы вместе с группой скандинавских художников в художественной галерее Халлдинс, молодой художник получил признание у себя на родине.
В 1909 году Исаак познакомился со своей будущей женой, художницей-фовисткой Сигрид Хейертен.

 

 

Сигрид Хейертен (Sigrid Hjertén)

1885 – 1948

Шведская художница-фовистка, супруга Исаака Грюневальда.

Сигрид родилась в Сундсвалле и приехала в столицу учиться в колледже ремесел и дизайна. Девушка изучала текстильный дизайн.
Исаак предложил Сигрид поехать вместе с ним на стажировку в Париж.

В 1910 году девушка вместе с Исааком приехала в Париж, где в 1910-1911 годах училась живописи тоже у Матисса.
Женились влюбленные в 1911 году, а с 1912 года Исаак и Сигрид стали вместе регулярно выставляться у себя дома и за рубежом.

В начале 1910-х супруги стали членами группы молодых скандинавских художников, известной как «De Unga» (Молодежь). В 1915 году Исаак с женой выставлялся в галерее «Буря» (the Sturm) в Берлине.

Исаак Грюневальд. Автопортрет. 1912 г.

Сигрид Хейертен. Мальчик и цветок. 1916 г.

Грюневальды в 1910-х годах испытали огромное влияние Матисса, большое значение для них значило и творчество Сезанна. Это «французское» влияние ярко выражено во многих картинах Исаака и Сигрид.

Исаак Грюневальд. Зонтик Роды.

В 1912 году Исаак выиграл творческий конкурс украшения зала регистраций вновь построенной Стокгольмской ратуши, но поскольку художник собирался писать росписи стен в стиле фовизма, ему было запрещено выполнить этот проект.

Исаак Грюневальд. Женский портрет. 1912

Сигрид Хейертен. Без названия.

Хотя картина и осталась без названия, возможно, на ней изображен сын художников Иван.

Исаак Грюневальд. Поющее дерево. 1914-15 гг.

В 1915 году Грюневальд сделал документальный фильм, в котором он с Сигрид и еще несколько пар показывали, как нужно танцевать квик-степ, вальс-бостон и танго, то есть танцы, модные в то время.

Исаак Грюневальд. Автопортрет. 1915

Исаак Грюневальд. Кран. 1915

Во время участия в 1918 году в «Выставке экспрессионизма» в галерее Liljevalchs в Стокгольме Исаак опубликовал свой манифест «Нового Возрождения в искусстве».

В этом манифесте говорилось:
«Двадцатый век, с его поездами, автомобилями и самолетами, дает людям беспрецедентную возможность для новых впечатлений. При этом, пейзаж за окном автомобиля, уже не тот же пейзаж, что и увиденный, стоя на обочине. Электрические, яркие огни отменили ночь в больших городах и дали нам невообразимые световые эффекты. Нервы и тревога, которыми характеризуется современный человек, также оставили свой след в современном искусстве. В прежние времена у художника было больше времени останавливаться на деталях. Но теперь, когда художник получает в тысячу раз больше впечатлений, чем художник прежде, способы его самовыражения тоже должны быть другими».
Свой манифест Исаак прочел перед двумя зрителями – женой Сигрид и другом и коллегой Леандером Энгстромом (Leander Engström).

Исаак Грюневальд. Коррида. 1917

Надо отметить, что эта выставка была организована 28-летним Грюневальдом самостоятельно. Он на месяц арендовал галерею, чтобы провести ретроспективу своего творчества, выставив почти 300 работ, в том числе монументальную живопись, которую он предлагал показать в Национальном музее, где зимой 1918 года Карл Ларссон показывал свое «Жертвоприношение». На выставке был показан целый ряд ныне знаменитых произведений художника: «Поющее дерево» (1915), «Сигрид на черном стуле» (1916), «Коррида» (1917, Музей Норркёпинг) и «Арабский танец» (1918).

Исаак Грюневальд. Цирк.

Выставка была воспринята искусствоведами, в основном, как провокация, в средствах массовой информации была проведена дискуссия против «массового производства грюневальдов», в которой даже художник-романтик Карл Ларссон, работавший тоже в стиле модерна, к удивлению Грюневальда выступил с критикой.

Исаак Грюневальд и Сигрид Хейертен

Историки искусства часто говорят о том, что супруги активно внедряли модернизм в Швеции и делали все для популяризации того направления, которым сами были увлечены.

Исаак Грюневальд. Флаг в порту.

В то же время, надо отметить, что эта семья художников никогда не была полностью принята художественным сообществом Швеции и их произведения часто являлись предметом насмешек в прессе. И это неудивительно, ведь в конце XIX века «в моде» был антисемитизм, да и женщин-художниц осуждали за эмансипацию и негодное для настоящих женщин занятие «мазней».

Семья Грюневальд в Париже

Отчасти в результате этих нападок, Исаак подумывал даже об эмиграции, в 1920 году он вместе с женой и сыном возвращается на время в Париж. Но серия заказов в Стокгольме заставляет его вернуться в Стокгольм, а Сигрид с сыном Иваном остается жить во Франции. Историки утверждают, что одиночество и невостребованность Сигрид как художницы и привели к возникновению болезни.

Исаак Грюневальд. Портрет.

А Исаак тем временем искал подработки, чтобы прокормить семью (к этому времени появился уже и второй сын). То есть сценографом и декоратором художник стал вроде бы «поневоле».
В 1921 году Грюневальд выполнил декорации спектакля «Самсон и Далила» в оперном театре Кунглига в Стокгольме. И опять же, Грюневальда назовут позже «пионером» шведской современной сценографии. При этом будут упрекать за модернистский подход к оформлению, при этом спектакль в декорациях Грюневальда прожил до 1956 года. А еще существует легенда, что Грюневальд, видя успех спектакля, потребовал с оперного театра 75 000 крон (около 1,5 млн долларов) за свои декорации, что и не снилось ведущим модернистам мира Пикассо, Леже или Дерену, которые тоже работали сценографами.

Грюневальд рисует для Стокгольмского концертного зала.1926

В 1920-х годах Грюневальд, наконец, добился коммерческого успеха. Он не только плодотворно занимался живописью, особенно монументальной, которую, перестроившись для «коммерции», писал под сильным влиянием итальянского Ренессанса и барокко. Он неоднократно оформлял спектакли Королевского драматического театра и Шведской Королевской оперы, писал также портреты и занимался иллюстрациями.

В 1925-1926 годах художник украшал стены и потолок в малом зале Стокгольмского концертного зала, где проводятся церемонии вручения Нобелевской премии (с начала 1970-х годов зал носит имя Грюневальда).

Исаак Грюневальд. На пляже.

Исаак Грюневальд. Город и деревня, фреска в Национальном музее Стокгольма

В 1927 году Грюневальд пишет фрески на вилле Бонньер, построенной в Дипломатическом городке Стокгольма. В 1928 году художник украсил стены Актового зала во дворце Matchstick. С тех пор художник выполнил более 30 монументальных живописных работ в Стокгольме, Копенгагене и Париже.

Исаак Грюневальд. Лот со своими дочерьми

Последние исследования творчества художника подтверждают, что Грюневальд между 1910 и 1926 годами был в шведской печати главной мишенью антисемитских карикатур, целью № 1 в публичных спорах в вопросах антисемитизма. При этом пресса выказывала враждебность не столько к национальности художника, сколько к нему как пропагандисту «иностранных» влияний, которые несут угрозу шведской культуре.

Исаак и Сигрид

И несмотря на знаменательную роль художника в качестве пионера шведского модернизма в шведской журналистике и литературе он до сих пор изображается как карикатурный «классический» еврей, «гений предпринимательства», занимающийся коммерциализацией творчества и запрашивающий за это впечатляюще высокие цены.
А в 1930 — 1940 годах Грюневальд выступал в роли «Вечного Жида» уже в нацистской прессе. В 1934 году Грюневальду пришлось столкнуться напрямую со шведскими «коричневорубашечниками», против нацистской пропаганды которых он выступал.
10 января 1925 года городская «Вечерняя газета» Гётеборга писала по поводу открытия выставки художника:
«Выставка художника в художественной галерее города — большое событие для Гётеборга. Имя Грюневальда всегда связано если не с конфликтами, то, по крайней мере, с сенсациями. Многие пожимают плечами и называют его коммерческим рекламодателем, другие хохочут, только услышав имя Исаака, для некоторых он — как красная тряпка для быка, они буквально шипят от злости. Но в итоге многие люди, особенно молодые художники, с большим интересом изучая его художественные произведения, воздают автору безусловную похвалу».

Исаак Грюневальд. Без названия.

Как художника, Грюневальда считали не просто подражателем Матисса, его обвиняли в массовом изготовлении имитации «а ля Матисс» и даже плагиате, поскольку Исааку посчастливилось видеть картины Матисса своими глазами, а вот шведы впервые увидели искусство великого француза только в 1924 году.
Художнику даже не могли простить, что одевался он, как настоящий денди.

Сигрид в студии

Документы рассказывают, что супруги постоянно содействовали друг другу, радуясь профессиональному успеху своей половины. Среди прочего, они, как правило, распределяли все обязанности, и домашние, и профессиональные, поровну. Впрочем, это подтверждается даже статистикой – Хейертен в своей жизни приняла участие в 106 выставках, Грюневальд – в 166.

Сигрид Хейертен. Вид на замок.

Сигрид Хейертен писала городские пейзажи, натюрморты и портреты. Ее ранние произведения были написаны под влиянием игривого и декоративного стиля фовизма, который в итоге превратился в ярко выраженный экспрессионизм. Хейертен была изысканной колористкой, которая сознательно помещала холодные и теплые цвета друг против друга на своих картинах. Творческое наследие художницы составляет более 500 картин, а также эскизы, акварели и рисунки.

Сигрид Хейертен. Без названия.

К сожалению, пара, находясь в браке, часто и в течение длительного времени находилась далеко друг от друга. Сигрид на протяжении долгого времени страдала проблемами с психическим здоровьем, что выражалось в нервных срывах, постоянном беспокойстве и паранойе. К концу 1920-х годов болезнь заставляет Сигрид бросить живопись. В 1930 году она была помещена в психиатрическую лечебницу, где проведет долгие годы.
В 1932 году Сигрид отпускают домой, но вскоре рецидив болезни заставляет снова поместить ее в больницу. Грюневальд в 1936 году даже пытался провести выставку картин супруги в шведской Академии художеств.
В 1937 году, когда Сигрид была госпитализирована на постоянной основе, Грюневальд развелся с ней и вступил в повторный брак. Говорят, что Исаак женился на своей давней любовнице — Марте Грунделл. «Молодожены» поселились в Сальтсёбадене в доме, который они назвали Солт-Лейк-Клак (дословный перевод означает «Каблук Соленого озера»), но теперь дом известен под именем «вилла Грюневальда».

Исаак Грюневальд. Городской пейзаж.

С 1932 по 1942 год Грюневальд был профессором в Королевской шведской академии художеств, а в 1941 году открыл собственную художественную школу в своей мастерской, которая находилась в старом замке.
А трения с коллегами продолжались. Президент Клуба художников Луи Спарр выступал против «ориентализма» в творчестве художника. Эрик фон Розен пытался сместить Грюневальда с должности профессора в Академии художеств, заменив его Оссианом Эльгстрёмом.

Исаак Грюневальд. Плакат Pommac

В 1940 году художник выполнил занавес в кинотеатре «Дракон» в Стокгольме. Последней крупной работой Грюневальда-сценографа стали декорации к спектаклю Хильдинга Розенберга «Остров блаженства» в Королевской опере в 1945 году.

В 1946 году художник и его вторая жена Марта Грунделл погибли в авиакатастрофе. Грюневальд с женой были похоронены на Северном еврейском кладбище Стокгольма в районе Солна.

Сигрид Хейртен умерла в психбольнице двумя годами позже, в 1948-м, после неудачной операции по лоботомии.

Смерть Грюневальда словно разбудила недавних оппонентов художника в прессе. Но нынешние «инсинуации» против Грюневальда строились на сравнении художника и его первой жены Сигрид. Мол, он – успешный «салонный лев», а она – мученица «Дома страдания». Она — более достоверна и более талантлива, просто «художник революционного духа», а он – плагиатщик, фальшиво-надуманный и т.д. И все-таки, и Исаак, и Сигрид считаются «классиками» модерна в Швеции.

Автопортрет Грюневальда (1912) и его картина «Поющее дерево» (1915) появились на шведских почтовых марках. С 25 марта по 5 августа 2007 года была проведена большая ретроспектива Грюневальда в Музее Skissernas. Этот музей владеет самой большой коллекцией работ Грюневальда в Швеции.
Сотни эскизов (название музея от шведского skisse – эскиз) были подарены музею самим художником в 1930-х годах, а затем его сыновьями в 1970-х. А Грюневальд был отцом трех сыновей — Торстейна Ридберга, Бьерна и Ивана Грюневальдов, родившихся в 1910, 1911 и 1940 годах.
Работы художника и его жены находятся во всех ведущих музеях Швеции и, например, в Музее современного искусства Аркен в Ишое, Дания.

Исаак Грюневальд. Натюрморт с фруктами и цветами

Режиссер Андерс Вальгрен снял о Грюневальде и Хейертен документальный фильм, в который вошли и кадры чудом сохранившегося фильма самого художника 1915 года. Фильм выиграл Гран-при кинофестиваля в Монреале.

Исаак Грюневальд. Анемоны в дельфской вазе

Профессор, директор художественного музея, член Шведской Академии художеств Рагнар Йозефсон в своей речи в 1951 году пытался доказать уникальную важность Грюневальда для шведского искусства ХХ века:
«Грюневальд был бесстрашным, с боевым настроением и «драчливым» темпераментом, он с радостью выступил в главной роли, бравурно отметая все обвинения своих недоброжелателей. Он был острой, спорной, но значимой фигурой для нового искусства Швеции.
Нет ни одного шведского современного художника, которого бы широкая общественность гневно обвиняла «во всех грехах», но которого так же безоговорочно принимала и любила. Основная черта Грюневальда — его всепобеждающая жизненная сила. Его искусство, как и он сам, кипело жизнью и радостью».

Вазы Грюневальда

Источники: Аукцион BukowskisДневник Парашутов

Рекомендуем:

  1. Картина шведского художника Цорна была куплена более чем за полтора миллиона евро
  2. Танцующие вазы из нержавеющей стали
  3. Шведский модерн по цене свыше €100 000
  4. Йозеф Франк – пионер шведского модернизма
  5. Книжные иллюстрации шведского дизайнера Стига Линдберга
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress