Йозеф Франк – пионер шведского модернизма

Йозеф Франк считается одним из классиков шведского дизайна. Он родился 15 июля 1885 года в австрийском Бадене. C 1903 по 1910 год он обучался архитектуре в Венском Политехническом Институте. С 1919 по 1927 Франк являлся профессором венской Школы Искусств.

Йозеф Франк

Уже работая в Svenskt Tenn, куда Йозефа Франка пригласила основательница компании, он создал концепцию «аксидентизма» (от анг. accident – случайность) или «Философию счастливого случая».

В 1958 году в журнале Form вышла публикация, в которой Йозеф Франк написал: «Нет ошибки в том, чтобы смешивать старое и новое, комбинировать разные стили мебели, разные цвета и мотивы. Все что в вашем вкусе, автоматически смешивается в единое целое и создает вокруг вас комфортный расслабляющий интерьер. В доме не может быть все запланировано до мельчайшей детали. Дом – это то место, где происходит слияние любимых вещей и предметов с чувствами, которые к ним испытывает хозяин. Именно это сочетание называется «чувствовать себя как дома».

Говоря о работах Франка, специалисты часто употребляют эпитеты «динамичный», «оживляющий», «стремительный». Архитектор всегда старался привнести жизнь в любое пространство.

Помимо прославившего его текстильного дизайна, Йозеф Франк создавал предметы мебели, работал с освещением и стеклом. Его произведения всегда выглядят как игра воображения и цвета.

Один из оригинальных торшеров, придуманных Франком, часто именуется как «китайские шляпы»

Образцы текстиля, придуманные Франком для Svenskt Tenn, принесли ему наибольшую известность. Кроме того, они во многом определили развитие шведского модернизма. В период между 1909 и 1950 годами он создал более 200 узоров. В архивах компании хранятся 2000 эскизов мебели и более 160 эскизов текстиля, подписанных его именем.

Бюро «Флора» украшенное копиями северных растений, воспроизведенным по рисункам ботаника Карла Линнея. Бюро было найдено в начале 70-х годов и была недавно продано за рекордную цену на аукционе современного дизайна

Не смотря на то, что будучи еще молодым человеком, Йозеф стал одним из основоположников раннего модернизма, в 20-х годах он усомнился в его идеях. По его мнению, модернизм стал  входить в «программное» русло. Йозеф Франк не понимал веру французского архитектора Ле Корбюзье в то, что дом – это всего лишь «машина для жилья». Он боялся, что стандартизированный дизайн интерьера сделает людей слишком похожими и безликими.

Франк представил более свободный, более художественный стиль – свой собственный тип модернизма с таким ценностям, как комфорт, уют и богатство цвета. Он выбирал природные формы и цвета, чтобы человек мог дышать и чувствовать себя свободно даже в закрытых помещениях. По той же причине, он предпочитал мебель, через которую человек мог бы видеть: шкаф должен быть на достаточно высоких ножках, чтобы можно было различить границу между полом и стеной, спинка стула должна быть открыта.

Шкаф из корня вавоны и ореха с 19-ю ящиками. Создан в 1938 году. Шкаф стал именоваться шкафом Национального музея, которым был приобретен в 1952 году для выставки

В Svensk Tenn Йозеф Франк начал работать в 1934 году и уже через  несколько лет тандем Франка и Эстрид Эриксон, владелицы компании, совершил международный прорыв на выставках в Париже в 1937 и Нью-Йорке в 1939: их экспозиция комнаты кардинально отличалась от идей того времени контрастами в материалах, цветах и паттернах. С тех пор именно Йозеф и Svenskt Tenn стали олицетворением шведского модерна.

Представления Франка о том, что такое гармония в пространстве, так же были не в духе того времени. Когда  коллеги Франка пропагандировали монохромность в интерьере и  убранстве пространств, Франк писал: «Монохромность в интерьере выглядит тревожно, в то время как различные узоры действуют умиротворяюще. Разглядывая рисунок, человек успокаивается, фантазируя о том, как художник создавал эти линии. Невозможно в один момент осознать глубину и богатство узоров. А вот монохромность не вызывает дальнейшего интереса – один раз взглянул и отношения с предметом закончены».

«Гавайи» – один из наиболее известных паттернов Франка – представляет собой экзотический ландшафт, где бок о бок цветут фантастические и реальные растения

Согласно представлениям Франка, комната должна была жить вместе со своими обитателями, поэтому он полагал ненужным устанавливать какие-либо правила относительно расположения мебели и организации жизненного пространства. Вместе с тем Франк выступал за то, чтобы интерьер комнаты формировали белые стены и легкая, переносная мебель. Так, например, по его мнению стул должен был быть настолько легким, чтобы его можно было поднять пальцем; шкафы же не должны были крепиться к стенам, а стоять на высоких ножках, дабы разграничительные  линии в комнате оставались заметными. Вместо потолочного освещения он предлагал использовать легкие, функциональные настенные лампы и торшеры.

«Манхэттен» – одна из работ Франка периода эмиграции в Нью-Йорке, отправленная им в 1944 году Эстрид Эриксон в качестве подарка на ее 50-летие

Интерьер должен был «успокаивать глаз и освежать разум». Так считал Франк.

В центре Стокгольма на одной из площадей шведы установили памятник любимому архитектору и дизайнеру. Это отлитые в бронзе стулья, дизайн которых Франк выполнил, работая в Svenskt Tenn.

Паттерн “Rox and Fix”. Этот узор был создан в начале 1940-х, но первый тираж был выпущен в 1994 году. Силуэты гор и фиговые деревья создают глубину рисунка. Франк почерпнул этот прием из китайской живописи, после посещения Metropolitan Museum of Art

 

«Тегеран». Дизайн разработан в 1940-е. В производство запущен в 1991 году

Рисунок в виде камней – «Терраццо» – один из всего лишь двух созданных им рисунков, которые содержат изображения неорганического мира.

Текстильный узор «Итальянский ужин». 1943-1945гг

В обивке кресла использована ткань с мотивом «Стебли»

Текстиль с узорами Франка часто используют для декоративных панно

На видео показан современный процесс производства тканей по дизайнам Йозефа Франка. Фрагмент с 2:38 по 4:00 минуты.

Александра Васильева

Рекомендуем:

  1. Картина шведского художника Цорна была куплена более чем за полтора миллиона евро
  2. История одной семейной коллекции финского художественного стекла
  3. FROSTA Stool – не просто стул. Идеи не без IKEA
  4. Шелковый стул и березовая вешалка
  5. Один из самых узнаваемых предметов скандинавского дизайна
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress