Карл Ларссон – художник «благополучного мира»

Самым известным в мире шведским художником признается Карл Ларссон. Он стал основоположником “шведского стиля”  — не только в живописи, но и в дизайне, и в оформлении квартирных интерьеров. Считается, что основными элементами шведского стиля являются светлость, яркость и жизненно-веселая функциональность. Ведь зимы в Швеции долгие и темные, и чтобы оживить свою жизнь шведы пытались сделать свое жилье более светлым. Много белого и кремового цвета обязательно должны присутствовать в палитре шведского интерьера, разливая свет и добавляя немного воспоминаний о теплом лете. Еще один важный цвет – синий, пятна небесно-голубого, ляпис и веджвуд вносят ощущение неба и моря.

Карл Улоф Ларссон признан в Швеции не только выдающимся художником, но и создателем интерьера в скандинавском стиле.

Творчество художника было тесно связано с обстоятельствами его жизни. Картины Ларссона – не плод воображения художника; большая часть его акварельных работ выполнена с натуры и является своеобразным дневником мастера. Ларссон был сторонником компактности, частичного изображения объектов и плоскостных решений, характерных для японской гравюры по дереву, его иллюстрациям была также свойственна тонкость восточных карандашных и чернильных рисунков. Благодаря этому индивидуальный стиль художника вписался в общий контекст ар нуво с его декоративностью и изысканностью.

Карл Ларссон приобрел особую популярность в Швеции благодаря жанровым акварелям, действие которых происходит в его усадьбе, где они вместе с женой — тоже художницей — создали весьма живописную обстановку, ставшую олицетворением «типичного шведского дома». Большая часть его акварельных работ выполнена с натуры и является своеобразным дневником мастера.

Карл Ларссон родился в Гамла стан (Старый город) Стокгольма 28 мая 1853 года в бедной семье. В возрасте 13 лет на его художественное дарование обратил внимание учитель из школы для бедных детей. Он убедил семью в том, что  Карл должен поступить в школу при Стокгольмской Академии искусств. Из-за своей бедности Карл в школе чувствовал себя очень ущемленным, был застенчив, и с ранних лет на жизнь ему пришлось зарабатывать самому. 

Он закончил школу, в 1876 году он получил королевскую медаль, и уже в следующем году впервые побывал в Париже. В 1882 году, во время своей третьей поездки в Париж, он в  колонии художников Grèz-sur-Loing неподалеку от Фонтенбло писал акварельные пейзажи. Здесь он и познакомился с Карин Бергее, которая стала его женой. Карл и Карин Ларссоны воспитали восемь детей, ставших любимыми моделями Карла. Именно эти его картины сейчас очень поуплярны. Стиль акварельных работ Ларссона называют воздушным, он характеризируется мастерской, даже искусной организацией взаимодействия поверхностей и линий.

В 1888 году семья получила в подарок от родителей супруги маленький дом в окрестностях Сундборна. Дом, который они назвали «Лилла Хюттнес». Карл и Карин украсили и декорировали дом в соответствии со своими артистическими предпочтениями. Благодаря акварельным картинам, посвященным дому, и иллюстрациям в книге по искусству, изданной Карлом в Германии, «Лилла Хюттнас»  прославился на всю Швецию, а интерьер дома стал главной линией в шведском дизайне интерьера.

Ларссон каждый день продолжал рисовать жизнь своей семьи — вел художественный дневник жизни семьи. Вместо письма цветовыми пятнами без четких контуров приходит линейный стиль рисунка, с большим количество деталей и четким черным контуром. Альбомы Ларссона — это отраженная в рисунках концепция образа жизни. Карл много рисовал собственных детей — так, что можно подробно проследить их взросление. Кажется, что художник решил соперничать с наступающей эрой фотографии не только в качестве, но и в количестве изображений – чувствуется знакомая  печаль от необратимости детских метаморфоз. О фотографии заставляют вспомнить и другие работы Ларссона, например, видно много «ненужных», заслоняющих людей предметов, будто фотограф снял репортажный снимок.

Карин же придумала мебель и декор интерьера, а во многом и изготовила весь интерьер усадьбы, выткав знаменитые занавески и половики на собственном ткацком станке.

«Столовая комната в «Лилла Хюттнас» источает гостеприимство. Мебель красного цвета, красные детали в интерьере и стены, обшитые панелями зеленого цвета, таких комнат практически никогда не было в Швеции. Над панелями полки с декоративными тарелками и незамысловатыми безделушками. Простые стулья, стилистически подобранные к интерьеру комнаты. Выше дивана – красивый, вышитый Карин, гобелен. Свет, который проникал в окна из цветного стекла, делает атмосферу в комнате уютной.

Цвета столовой в современные дни не покажутся чем-то из ряда вон выходящим, но для конца XIX века стандартом являлись «сырые» цвета и темная мебель, которая должна была производить ощущение величественности.

«Волшебная» комната, которая чаще всего появляется в рисунках Ларссона – гостиная. В ней благодаря свету, проникающему через большое окно, кажется, что всегда лето и очень просторно. Вся семья больше всего любила эту комнату, и Карл Ларссон называл её «Храм Праздности». Гостиная в «Лилла Хюттнес» характеризуется как типичная «шведская комната» и в самой Швеции и за границей. Карл и Карин воспользовались при создании интерьера идеями несколько провинциального густавианского стиля. Легкая, воздушная, простая белая мебель, деревянный пол. Стулья размещены лицом к противоположным стенам, так, как было принято в XVIII веке.

Дизайн интерьера в «Лилла Хюттнес» полон нетрадиционных решений, но самой оригинальной является комната Карла. Кровать находится посредине комнаты, вокруг все в доступных пределах, небольшой столик, книги, стул, сундучок для хранения вещей. Стены белого цвета, детали красного и светло-голубого цвета.

В детской комнате основными цветами являются красный, зеленый и белый.

Карл Ларссон был художником «благополучного мира» — места, где чувствуешь себя счастливым. Прежде всего, он передавал в своих картинах счастье и красоту вещей. Его идиллические полотна, акварели и рисунки изображают жизнь его семьи. Ларссон показывал благополучное мирное существование своей многодетной семьи в прекрасном доме.

Карл Ларссон умер  22 января 1919 года. В «Лилла Хюттнес» в настоящее время находится музей. Дом буквально являлся образцом вкуса для знаменитого шведского производителя мебели ИКЕА.

Рекомендуем:

  1. Карл Лагерфельд, Volvo и художественное стекло Orrefors — объединенные современностью
  2. Шведский художник Эйнар Йолин: «Люди перестают видеть чудеса»
  3. Художник Ильмари Аалто
  4. Ковры Йозефа Франка
  5. Йозеф Франк – пионер шведского модернизма
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress