Кубистский коллаж, созданный Алваром Аалто

Вилла Майреа

Вилла Майреа напоминает кубистский коллаж

Вилла Майреа напоминает кубистский коллаж

Алвар Аалто, 1898-1976 гг.

Ноормаркку, Финляндия; 1938-39 гг.

Иван Григорьев, Кафедра МАрхИ «Архитектура сельских населенных мест». Сторонник идей деурбанизации, единства архитектуры и природы, организации загородной среды, масштабной человеку. Практикующий архитектор.

Говоря об архитектуре, Алвар Аалто подчеркивал, что ее первоисточник – в живописи. Художник свободен, он сам создает форму и пространство (или иллюзию формы и пространства), не будучи ограниченным требованиями функциональности и конструктивности. Архитектура Аалто стремится к такой же свободе, избегая всего, что угрожает перерасти в «систему».

Вилла Майреа напоминает кубистский коллаж, в котором свободно сочетаются объекты, обладающие собственными значениями и ассоциациями. Колонны – это деревья; подшитые деревянными рейками стены напоминают традиционное жилище финского фермера; балюстрада создана по мотивам японского храма.

Боковой фасад: колонны-деревья и подшитые деревянными рейками стены напоминают традиционное жилище финского фермера

Боковой фасад: колонны-деревья и подшитые деревянными рейками стены напоминают традиционное жилище финского фермера

Уже сама работа над проектом виллы Майреа шла не по плану. Некоторое время строительство шло по первоначальному проекту, но по прошествии некоторого времени Аалто разочаровался в нем и решил переработать. Со стороны заказчиков, Харри и Майре Гуллисхен, возражений не последовало. Они поощряли творческие искания архитектора и не боялись самых рискованных экспериментов с его стороны.

Северные сосны стоят вместе и раздельно, попарно и по три, под наклоном - весь этот живописный хаос вокруг наносит свой отпечаток на сам дом, проникает внутрь его в виде прямых и наклонных колонн

Северные сосны стоят вместе и раздельно, попарно и по три, под наклоном — весь этот живописный хаос вокруг наносит свой отпечаток на сам дом, проникает внутрь его в виде прямых и наклонных колонн

Аалто не стал полностью отказываться от проекта и начинать с чистого листа. Он сохранил эскизный проект, но радикально изменил планировку, сумев соединить в новом варианте внешнюю бессистемность со строгой последовательностью в основе проекта. Вилла представляет собой здание Г-образной формы. Два крыла, одно — для семьи заказчиков, другое – для живущей с ними прислуги разделены зоной прихожей и столовой. Крыша столовой не ограничивается внешними стенами и выходит в сад, примыкая к традиционной финской сауне, рядом с которой располагается бассейн — центральный элемент заднего двора.

Колонна, которая поддерживает навес над главным входом, а также декоративное ограждение справа от крыльца своими неровностями, вертикалями и наклонными линиями в какой-то мере повторяют характер места, в котором расположено здание

Колонна, которая поддерживает навес над главным входом, а также декоративное ограждение справа от крыльца своими неровностями, вертикалями и наклонными линиями в какой-то мере повторяют характер места, в котором расположено здание

Для того, чтобы оценить богатство фантазии, нашедшей воплощение в этом проекте, достаточно даже краткого обзора семейного крыла. Пространство нижнего этажа разделено на несколько зон. Зона гостиной с изысканным камином в углу отделена от развлекательно-музыкальной зоны извилистой линией, идущей по полу. Окна развлекательной зоны выходят на подъездную аллею. В зоне библиотеки, также расположенной в другом углу, акцент сделан на книжных шкафах, на первый взгляд расположенных совершенно хаотично. Угол напротив занят зимним садом, стены которого отделаны окрашенным камнем. Использованные в дизайне естественные формы и материалы настолько разнообразны, что в них нет и намека на скучную традиционность, при том, что общий контур здания квадратный, а колонны расположены по классической схеме. Но и здесь нет единообразия: каждая колонна чем-то отличается от другой, несмотря на то, что кроме одной бетонной колонны, все остальные – стальные округлой формы, без всяких видимых причин расположенные по то по одной, то по две или три рядом.

Вид снизу на открытую террасу второго этажа

Вид снизу на открытую террасу второго этажа

На верхнем этаже исчезает даже намек на какую-либо системность. Игнорируя прямоугольный контур нижнего этажа, несущие стены ретируются назад, оставляя значительное пространство крыши под открытые террасы.

Выстуцпающие окна характерны для северной архитектуры. Как эркеры они ловят больше света и тепла

Выступающие окна характерны для северной архитектуры. Как эркеры они ловят больше света и тепла

Здесь расположилась студия Майре Гуллихсен, созданная по канонам органической архитектуры. Обшитой деревом студии, наоборот, будто не хватило места на крыше, и поэтому она выдается за стены нижнего этажа и поддерживается двумя внешними колоннами, одна из которых – двойная. Колонны первого этажа не ограничиваются отведенным им пространством и переходят на второй этаж. И все бы ничего, если бы не планировка верхнего этажа, совершенно не рассчитанная на это вторжение. В результате, одна из колонн, например, гордо возвышается посреди спальни владельцев виллы.

Установленные по классической схеме колонны между тем различны по оформлению и внешнему виду.

Установленные по классической схеме колонны между тем различны по оформлению и внешнему виду.

eshe-odna-lyubopytnaya-detal-ispolzuemaya-v-naruzhno

В стиле Аалто, помимо невероятной свободы, чувствуется влияние финской природы, ее лесов и озер. Урбанистические мотивы ему чужды. И все же, несмотря на ярко выраженные национальные черты этот шедевр по праву принадлежит всемирному архитектурному наследию.

Бассейн при сауне - центральный композиционный элемент

Бассейн при сауне — центральный композиционный элемент

Создание виллы Майреа, заставившее переосмыслить принципы конструктивности и функциональности, стало поворотным моментом в истории модернистской архитектуры.

villa-mayrea-plany-pervogo-i-vtorogo-etazhyay-dost

razrez-i-dva-fasada-villy-takzhe-dostupno-v-vekto

Источник: tarle.net

Рекомендуем:

  1. Вилла Майреа Алвара Аалто
  2. Вдохновленные Аалто
  3. Экспериментальная дача Алвара Аалто
  4. Вилла Луи Карре — шедевр Алвара Аалто
  5. Алвар Аалто – финский архитектурный волшебник
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress