Лесные звуки, живопись с секретом и мазок широким флейцем

На этой неделе в Петербурге состоялось открытие V Балтийской биеннале современного искусства. До 5 ноября любители искусства смогут посетить основную и параллельные программы. В Новом музее их ожидает большая экспозиция работ художников девяти стран Балтии. Куратор выставки «Балтийские взаимосвязи» Дмитрий Пиликин рассказал «МР» об особой балтийской идентификации, программе и персоналиях биеннале.

 

Куратор Дмитрий Пиликин на фоне работы художника Виталия Пушницкого

Куратор Дмитрий Пиликин на фоне работы художника Виталия Пушницкого

Концепция особого темперамента

Организатором биеннале выступает Музей современного искусства СПбГУ. Для российской ситуации явление такой институции при государственном университете является существенной инновацией. В основном проекте биеннале, в отличие от политиков и социологов, нас интересует другой масштаб приближения. Не глобальные процессы, а пересечения на приватном уровне — как у людей, живущих в одном регионе, возникает общность тем и интересов.

Финский художник Раймо Торхонен_живопись Все, что тебе нужно - это любовь

Финский художник Раймо Торхонен_живопись Все, что тебе нужно — это любовь

Даже перемещаясь через ближайшую границу из России в Финляндию, мы видим, как меняется пейзаж и способ жизни, хотя сама природа Карельского перешейка остается той же. На мой взгляд, именно из этого уникального ландшафта с его мощными гранитными напластованиями самых древних пород Земли, следами огромного ледника, десять тысяч лет проползшего по этим гранитам и оставившего целую сеть озер, вытянутых с севера на юг, сфагновыми мхами, корабельными соснами и вырастает особое эстетическое ощущение и феномен скандинавского дизайна.

художник Данита Пушкарева_проект Эпизоды Ойкумена

художник Данита Пушкарева_проект Эпизоды Ойкумена

С другой стороны, проживание в северном климате с его фантастически вдохновляющими белыми ночами и столь же интенсивно депрессивными черными ночами задает какую-то общую экзистенциальную плоскость, которая на художнике не может не сказаться. У петербуржцев есть свой особый темперамент по сравнению с москвичами, которые всячески нас «троллят», иронизируют, а мы, в свою очередь, иронизируем над их жизнерадостностью, суетливым желанием зарабатывать деньги, а не думать о душе или чем-то возвышенном.

Художница Эмели де Бланше (Швеция)_ Проект Пограничная область

Художница Эмели де Бланше (Швеция)_ Проект Пограничная область

Кроме этого есть и исторические причины. Мы понимаем, что Россия — огромная страна с жестко выстроенной вертикалью власти, где все дороги идут через Москву. И только наше балтийское расположение дает нам особый шанс на исследование особой северной скандинавской культурной идентичности, которая к Москве не имеет отношения. И мы, конечно, не забываем что Петербург не только следовал революционным, европейским инновациям Пет­ра Первого, но и наследовал культурную традицию Северной Руси, связанную с таким мощным центром, как Великий Новгород, и с той вольницей «свободного ганзейского города», которая была утоплена в крови Иваном Грозным. Эта северная привязка, северная культура до сих пор проявляется в мелочах, даже в языке. Скажем, «петербургский русский» имеет более жесткое произношение и смещает ударение на первый слог. Москвичи же более мягко окатывают слова, поэтому, московская «булошная» выглядит здесь анекдотически, что не мешает нам общаться и быть единой культурой.

Художница Карин Карлcсон (швеция)_Проект “Автовладельцы Лос-Анжелеса”

Художница Карин Карлcсон (швеция)_Проект “Автовладельцы Лос-Анжелеса”

Но и страны Балтии имеют много общего, поскольку расположенные рядом культуры неминуемо пересекаются и влияют друг на друга. Например, есть особый феномен архитектуры северного модерна, которую можно встретить только в Петербурге, Хельсинки, Стокгольме и Выборге.

Егор Рогалев и Алексей Боголепов _авторы проекта Белые Ночи

Егор Рогалев и Алексей Боголепов _авторы проекта Белые Ночи

Экспозиция как система связей
Кроме основного проекта, в Новом музее представлены два спецпроекта. «Белые ночи» посвящен Петербургу, поскольку биеннале проходит в самом крупном мегаполисе Балтики. Это исследовательский проект, созданный молодыми художниками Егором Рогалевым и Алексеем Боголеповым . Они рассматривают город не в стандартном туристическом ключе, а как город, сложенный из природных материалов данного региона. Петербург расположен на дне древнего доисторического моря, которое террасами спускается в сторону Балтики. И до сих пор, даже в самом центре города (если знать, как смотреть) можно проследить берег этого древнего моря, которому сто миллионов лет. Авторы выезжали на старые каменоломни, расположенные за городом, в те самые места, где добывался камень, из которого сложен Петербург: плотный гранит разных оттенков, которым облицованы стены многих зданий, гранит-рапакиви («гнилой камень»), из которого сложены набережные, пудожский камень — из него сделаны лестничные пролеты в старых домах, фантастический малиновый шокшинский кварцит, из которого сделан постамент памятника Николаю Первому на Исаакиевской площади, могила Наполеона в Париже и буквы «Ленин» на Мавзолее в Москве. А второй спецпроект посвящен памяти Аслана Чехоева, коллекционера и мецената, собравшего отличную коллекцию российского искусства конца XX — начала XXI века и создавшего «Новый музей».

Андрей Зверев (швеция)_проект Страсти по мехам_объект с зайцем

Андрей Зверев (швеция)_проект Страсти по мехам_объект с зайцем

Городское событие
Биеннале сделано по венецианской модели: это основной проект и параллельная программа, которая проходит на разных городских площадках. В Музее современного искусства СПбГУ проходит выставка, посвященная памяти значимой фигуры художественной жизни Петербурга — художника Юрия Никифорова, который был причастен к созданию группы Parazit. В ней перманентно сотрудничают 30–40 художников, и это яркий пример самоорганизации художественного сообщества. В Арт-центре «Пушкинская 10» — выставка шведской художницы Дорны Асланзадех, посвященная изучению и постижению русского языка. И в самом конце, 5 ноя­бря, откроется последний проект — питерского­ дуэта SASHAPASHA. Молодые художники уже пару лет живут в Финляндии, но заняты как раз кросс-культурными связями, поскольку довольно много времени проводят в путешествиях. Они проехали на велосипедах большую часть Скандинавии.

художник Сергей Филатов_Проект Formica rufa. Лесной муравей

художник Сергей Филатов_Проект Formica rufa. Лесной муравей

Мне нравится, что в нашем проекте принял участие музыкант Сергей Филатов, человек, который занимается звуком, экспериментальной музыкой, ­тоновыми композициями. Он предложил звуковой объект, который включается, когда к нему подходит зритель. Филатов — мастер конструирования разных музыкальных объектов: специальный микрофон «паук» был размещен в лесу и записывал звуки, которые и создают звуковое сопровождение. Этот объект прекрасно иллюстрирует, как сегодня расширено понятие современного визуального искусства.

Андрей Рудьев_живопись Стенд

Андрей Рудьев_живопись Стенд

Не могу не упомянуть новую работу Андрея Рудьева, который уже несколько лет подряд делает сценографию для Дней Достоевского, когда улицы вокруг музея буквально покрываются фантастическими объектами. На нашей выставке он представил несколько больших объектов и совсем новую живописную работу с вложенным секретом.
Замечательный Сергей Деникин создал одну из версий своих светотеневых инсталляций, в которых смешиваются видеопроекции, старые анатомические атласы, кусочки слюды, крылышки насекомых.

Латвийский художник Айварс Киснис

Латвийский художник Айварс Киснис

Художник Айварс Киснис из Латвии, следуя за великим Герхардом Рихтером, создает яркие, абстрактные холсты, сделанные, как кажется, одним движением широкой кис­ти. И нам знаком этот абстрактный рисунок, поскольку мы живем в Северной Венеции, где цветовые растяжки на стенах старых домов часто образуют сложный рисунок. Это наблюдение тоже уже вошло в эстетику и дизайн. Поэтому мне смешно слышать разговоры людей, которые гордо говорят, что они «не любят современное искусство» — даже выбирая обои для собственного дома, они невольно делают выбор между кубизмом Пикассо, пятнами Ротко и растяжками Герхарда Рихтера. Новая визуальность быстро пропитывает культуру. Невозможно «не любить» современное искусство, поскольку ты живешь внутри него. ■

Вероника Рудьева-Рязанцева_живопись Волосы проект Улей

Вероника Рудьева-Рязанцева_живопись Волосы проект Улей

Мария Лащева, «Мой район», Санкт-Петербург

V Балтийская биеннале современного искусства

Основной проект Балтийской биеннале

19 сентября — 5 ноября

«Новый музей»: В. О., 6-я линия, 29

«Балтийские взаимосвязи»
(выставка художников стран Балтии)

19 сентября — 2 октября

«Новый музей»: В. О., 6-я линия, 29

Параллельная программа
Балтийской биеннале

«Природа скульптуры»

20 сентября — 3 октябряя

Парк дворца Бобринских на территории факультета свободных искусств и наук: Галерная ул., 58–60

«Возвращая язык». Дорна Асланзадех (Швеция)

10 сентября — 2 октября

2,04: Пушкинская ул., 10

«Землетруженик». Выставка памяти художника
Юрия Никифорова. Группа Parazit (Петербург)

23 сентября — 5 октября

Музей современных искусств им. С.П. Дягилева СПбГУ: наб. Лейтенанта Шмидта, 11

«K A N A V A». Группа SASHAPASHA (Финляндия)

5 ноября, 19:00

ART re.FLEX Gallery: пр. Бакунина, 5

Рекомендуем:

  1. Живопись Марьятты Тапиолы бесстыдно излучает энергию
  2. «Девочковая» живопись норвежской художницы Кристин Вестгард
  3. Наивная живопись финской художницы Пиркко Лепистё
  4. Фигурки шести девочек и другие произведения современного скандинавского искусства
  5. Что современные финские и шведские художники думают о Купчино?
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress