Марта Мос Фьеттерстрём в истории скандинавского ковроткачества

Традиция домашнего ткачества в Скандинавии известна с давних времен. Собственно, как и во многих других странах. Но именно скандинавы много внимания уделяли сохранению максимальной аутентичности, в то время как по всей остальной Европе воцарявшиеся новые стили искусства — ар деко, ар нуво, модернизм, — «вымывали» традиционность и народность.

Скандинавам же, напротив, удалось наделить эти новые стили своим фольклором, создав уникальные образцы. Но это чудо произошло не случайно. Начиная с середины XIX века, шведское правительство и небольшие некоммерческие объединения стали оказывать финансовую поддержку, направленную на сохранение традиционных народных промыслов и ремесел, которые стремительно уничтожались индустриализацией.

Марта Мос Фьеттерстрём в своей студии

Сотни женщин из отдаленных поселений обучались искусству ткачества, получая возможность дополнительного заработка и, одновременно, поддерживая идею государства. Одной из таких, обучавшихся ковроткачеству женщин, была Марта Мос Фьеттерстрём. Она стала разрабатывать эскизы ковров. Некоторые из которых получили награды.

В 1905 году ее назначили директором одной из важнейших мастерских в Мальмё. Однако ее творческая независимость не вполне укладывалась в программу, пропагандируемую государством. Марта отказывалась слепо копировать старинные узоры и паттерны, а старалась видоизменить их, вдохнув в них новую жизнь. И в 1911 году ее отстранили от управления мастерской.

Но в «спячке», как писала Марта Фьеттерстрём своим друзьям, она пребывала недолго. Меньше, чем через год после увольнения, ей удалось организовать свою собственную мастерскую, в которой работали 20 женщин-ткачих. Вскоре весь Стокгольм мечтал приобрести ковры с инициалами MMF, которые ткались для продажи за границей.

В 1925 году работы Марты Мос Фьеттерстрём выставлялись на Paris Expo, а в 1929-м экспонировались в нью-йоркском  Metropolitan Museum of Art.

Марта Мос Фьеттерстрёем умерла в 1941 году, оставив более 700 дизайнов ковров и инструкций по их созданию. Простые геометрические узоры ковров, придуманных Мартой, не выглядят  резкими и холодными. Напротив, своеобразие и причудливость, которыми художница наделяла свои работы, делают их уместными для любого интерьера, будь он традиционный или современный.

Ковры по эскизам Фьеттерстрёем до сих пор ткутся в Märta Måås-Fjetterström AB studio. Все работы по-прежнему делаются вручную. Шерсть окрашивают по рецептам, собранным основательницей мастерской. Студия ежегодно награждает дизайнера текстиля года (Swedish textile artist MMF Artist of the Year) и изготавливает по эскизу лауреата ковер в единственном экземпляре.

Сайт: Martaflygerigen.se

Рекомендуем:

  1. Стиг Линдберг – яркий представитель классического скандинавского дизайна
  2. Один из самых узнаваемых предметов скандинавского дизайна
  3. Финский иллюстратор Пете Ревонкорпи создает истории без слов
  4. Карл Лагерфельд, Volvo и художественное стекло Orrefors — объединенные современностью
  5. Игрушки, вышедшие из книжки
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress