Минимализм и плоские формы датских дизайнеров

 Блоггер drugoi всегда изумлялся, почему именно в Дании работают самые лучшие в Скандинавии архитекторы, дизайнеры, художники. В поисках ответа блоггер отправился в город с нежным названием Хернинг, где раз в год собираются дизайнеры и продавцы мебели BoConcept.

Автор:  drugoi

В детстве было такое понятие «заграница». Туда кто-то ездил, привозил яркие, интересные вещи, книги, одежду. Все это раздражало глаз, будило воображение и вызывало любопытство. Для многих моих друзей «заграницей» была Америка — пластинки, картинки с небоскребами, книжки какие-то несусветные. А для меня, не помню уже почему, таким местом всегда была Скандинавия. Я читал Тура Хейердала, Андерсена и зонтик Оле Лукойе раскрывался надо мной сладкими снами о норвежских фьордах и узких улочках Гамластана.

Когда вырос, приехал туда и узнал, что Оле – на самом деле Уле, Лукойе означает Закрой Глазки, а мясные тефтели, которые так любил Карлсон, вкусно есть с брусничным вареньем, стал замечать, как скандинавы умело вписались в то пространство, в котором они существуют. Если вы бывали в Швеции, Дании или Норвегии, то наверняка обращали внимание как то, где живут люди, растворено в окружающем и не мешает глазу.

Причем, больше всего, на мой взгляд, в этом преуспела Дания. Для меня всегда было загадкой, почему именно здесь работали самые лучшие в Скандинавии архитекторы, дизайнеры, художники? Что послужило отправной точкой для такого гиперфункционализма и такой простоты линий во всем, что выходило из датских мастерских и студий дизайна? Близость ли это Германии с её школой Bauhaus, влияние ли этого плоского, как стол, ландшафта, длинных зим с их ветрами и ненастьем? Именно в Дании с особой силой проявилась эта любовь к минимализму, плоским формам, неярким цветам песка и моря, природным материалам (особенно, дереву). Именно здесь, время от времени, появляются такие величины, как Bang&Olufsen или Lego. Именно здесь девиз американца Салливена «Форма должна соответствовать функции, т.е. практическому применению» приобрел наиболее осязаемые и выдающиеся формы.

Все, видимо, началось с таких людей, как Коре Клинт (его знаменитое кресло Faaborg 1914 г. ), Арне Якобсен (не менее знаменитое The Egg Chair, 1958 г ) и, конечно, с Королевской академии изящных искусств, где в начале двадцатых годов прошлого века и сформировался этот неповторимый датский стиль в отношении к дизайну окружающего пространства и тех предметов, которые его заполняют.

Как писал искусствовед Хенрик Мост: «Датские дизайнеры прокладывали себе дорогу в лес, создавая деревянную мебель, обогащенную свойствами натурального материала. Так поддерживался диалог с природой — вклад в «светлое завтра». Мебельный дизайн призван свергнуть власть кича и помпезности и утвердить чистый стиль как залог избавления от всего аномального и лживого. В этом смысле датский дизайн сформировался как система, в которой все определяет вкус, даже несмотря на то, что сегодня нам по-прежнему хочется верить, что история — это мечта о свободе и средоточие вечных человеческих ценностей».

Я уже писал о своей прежней работе, еще в Норвегии, с самой большой датской сетью мебельных салонов BoConcept. После фотографирования королевских персон, которые посетили один из московских магазинов сети, я напросился на ответный визит в Данию, где раз в год в городе с нежным названием Хернинг, собираются дизайнеры и продавцы мебели BoConcept для обсуждения новых коллекций на следующий год. Очень хотелось посмотреть на это своими глазами.

И вот, что получилось:

Это Ольгод (Olgod), крошечный городок в часе езды на машине от Хернинга. Здесь находится фабрика BoConcept по производству корпусной мебели и центральный склад, откуда продукция компании отправляется во все 54 страны, где есть салоны и студии, работающие под этой торговой маркой.


На фабрике работают всего 42 человека, включая обслуживающий персонал и людей в офисе. Меня встретил Йенс, который устроил экскурсию по фабрике.


В больших цехах было очень мало людей. Производство автоматизировано настолько, насколько это позволяют современные технологии. Роботы заменяют людей там, где это возможно. Но люди, как эти двое мастеров, делающие разметку заготовки для компьютерной системы, кое-где попадались.


Древесно-стружечные плиты в Дании не производят. Фабрика получает их из Германии, Франции и США. Из США привозят и шпон из натурального дерева, которым покрывают плиты.


Мы пришли в тот момент, когда бригада из семи человек, получив задание от мастера на день, приступила к работе. Все процессы расписаны по таблицам на стенах, везде строгий скандинавский порядок, дисциплина. Датчане были удивлены, что заезжий русский понимает о чем они говорят – начали было подшучивать над тем, что я их фотографирую, но я их предупредил: будьте посерьезнее.





На складе готовой продукции людей нет. В ангаре высотой 25 метров работает роботизированная система, стоимостью в три миллиона евро. Отсюда коробки с деталями мебели увозятся в транспортный цех.


Йенс посадил меня в маленькую кабину подъемника и я полетал немного вверх и вниз. Ощущение, как в фильме Ридли Скотта про Чужого.


Здесь два человека формируют заказы отдельных магазинов – от Нью-Йорка до Токио.


Водитель погрузчика сканирует штрих-код на упаковке – перечень товаров появляется у него на экране монитора. В транспортном цехе загружают фуры, идущие в аэропорт и к морю. Сюда же приходит мягкая мебель, изготавливаемая на заводе компании в Латвии и корпусная из Китая. Для проверки продукции, которая приходит из Китая, существует специальная тест-студия, где выборочно проверяют качество изделий.


В отделе дизайна и маркетинга. Вообще, дизайном мебели в BoConcept занимаются приглашенные дизайнеры «с именем», которые работают по заказам компании. Им помогает специальный отдел внутри фирмы.



Курительная комната рядом со столовой для сотрудников. На стеклянной стене чуть переиначенный рекламный слоган компании «Don’t blame us».


Обеды здесь стоят символические десять крон. Фрукты, молоко, чай и кофе – бесплатно.

* * *


В Хернинг на два дня приехали около двухсот человек со всего мира, чтобы посмотреть на новую коллекцию BoConcept, узнать её особенности, пройти интенсивный курс маркетинга.


Интересно было наблюдать за тем, как работает система обучения продавцов такой мебели, сколько усилий затрачивает компания на такую работу.


Здесь, например, мастер обучает людей тому, как можно с помощью специальных наборов устранять дефекты на поверхности дерева. Другой мастер проводит курс такого же ремонта кожи и ткани.


Вот такие люди продают BoConcept в Польше. Девушку зовут Анета, она из Гданьска.


В зале аксессуаров. Любая бы женщина, думаю, задержалась бы здесь надолго.


Портрет дизайнера. Это Мортен Георгсен (Morten Georgsen), один из самых известных дизайнеров в Дании.


В демонстрационном зале.


Это Андерс Норьгор (Anders Norgaard), у него своя дизайн-студия в Испании, работает на BoConcept не первый год.



А это Вигго Молхолм (Viggo Molholm) — владелец компании. Человек, который придумал BoConcept

Источник:  drugoi.livejournal.com

Рекомендуем:

  1. Кто задает тренды – выставка ведущих мировых дизайнеров в Осло
  2. Вся история компании Fritz Hansen в одном видео
  3. Арне Якобсен — дизайн «от ложки до города»
  4. Дизайн как отсутствие всяких украшательств
  5. Георг Йенсен – лучший серебряных дел мастер за последние 300 лет
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress