Мотивы северной природы в коврах Барбро Нильссон

Барбро Нильссон (Barbro Nilsson)Тесная связь художественных текстильных работ скандинавских мастеров и современного искусства обусловлена особым вниманием к природе и национальной культуре, которое существенно повлияло на развитие ручного ткачества Швеции, Дании, Финляндии и Норвегии.

Барбро Нильссон (Barbro Nilsson)Важное место в искусстве ручного ткачества Скандинавии занимают шведские ковры. Одним из наиболее известных художественных объединений не только в Швеции, но и во всей Скандинавии, является мастерская ABMMF, основанная Мартой Мос Фьеттерстрём в Бостаде в 1919 году.

Оригинальные ковры с монограммой MMF представлены в коллекциях Лувра, Метрополитен-музея, Музея Виктории и Альберта, Музея «Тронхейме» в Норвегии, Национального музея в Стокгольме, Музея дизайна и декоративного искусства в Гетеборге, а также в частных коллекциях по всему миру. Мастерская продолжает свое существование и в наши дни, а по ее работам можно проследить эволюцию ковроделия Швеции в XX – начала XXI в.

Барбро Нильссон (Barbro Nilsson)Мастерская ABMMF была организована в то время, когда в творчестве основательницы Марты Фьеттерстрём уже сформировались оригинальные черты. Известно, что художница много путешествовала и создала ряд ковров, следуя общеевропейским тенденциям в искусстве XX века. Марта Мос-Фьееттерстрём признанный автор и новатор текстильного искусства. Организаторский талант и творческая одаренность Фчеттерстрём позволили ей сделать мастерскую ещё и экономически выгодным предприятием. К сожалению, после смерти художницы в 1941 году члены её семьи не пожелали продолжить дело всей её жизни и отказались от руководства.

Марта Мос Фьеттерстрём

Марта Мос Фьеттерстрём

В 1942 году объединение возглавила Барбро Нильссон (Barbro Nilsson, 1899–1983). Новый руководитель во многом отличалась от своей предшественницы. Управлять мастерской после Фьеттерстрём было нелегкой задачей, но Нильссон блестяще с ней справилась. Прекрасный результат её деятельности можно объяснить в первую очередь творческим потенциалом, высоким уровнем образования и глубокими знаниями в области искусства – Нильссон много работала с текстилем, кроме того, она преподавала в Университетском колледже искусств, ремёсел и дизайна Konstfack, где возглавляла текстильное отделение с 1947 по 1957 гг.

Барбро Нильссон за работой

Барбро Нильссон за работой

Нильссон была безупречным колористом и уделяла большее внимание цвету, чем Марта Мос Фьеттерстрём. В произведениях Нильсон не было и того увлечения востоком, которое характеризовало её предшественницу. Тем не менее, Барбро Нильссон во многом опиралась на сложившиеся в MMF традиции и схемы, привнеся в объединение свой неповторимый язык образов, свое сказочное чувство природы. Нильссон вдохновлялась природой Швеции, смотрела сквозь тяжелую, холодную воду Северного и Балтийского морей и переносила на свои тканые полотна то, что видела. Её наблюдения природы завораживают не менее чем филигрань восточных орнаментов Фьеттерстрём. Знаменитые «ролаканы» (гладкотканые ковры), выполненные вручную, стали визитной карточкой художницы, а её внимание к морским водорослям, перешедшее в тканые ковры, позволяет отнести эти произведения к экологическому направлению в текстильном дизайне.

Барбро Нильссон (Barbro Nilsson)Барбро Нильссон жила на берегу моря недалеко от города Хоганас, что объясняет ее любовь к мотивам воды, океанической флоры и фауны. Диагональные зубцы пересекаются между собой, их перекрывают условные полосы из мелких элементов, отдаленно напоминающих ракушки (или мидии). Произведения художницы переносят зрителя на берег Северного моря, поверхность которого, постоянно пульсируя, скрывает водоросли и ракушки. Тема её текстильных произведений, выполненных в мастерской MMF традиционна для Скандинавии – красота природы. Разнообразие шведской флоры Барбро Нильссон переосмысливает, используя изображения васильков, гвоздик, фруктовых деревьев. Достаточно взглянуть на ролакан «Гвоздика» (Nejlika) – мгновенно вспоминается орнаментика народного искусства Швеции: насыщенный красный, иссеченные диагоналями растения и непосредственность крестьянского мировоззрения. Ковер «Гвоздика» разбит на квадраты, в каждом из которых художница разместила одно соцветие гвоздики. Белые сердцевинки гвоздик подчинены общей «зубчатой» стилизации, как и динамичный орнамент канвы.

Барбро Нильссон (Barbro Nilsson)Гладкотканые ковры Нильссон представлены в нескольких колористических вариантах – от традиционно синей, до зелено-коричневой. Все образцы выполнены на ручном ткацком станке, уточные нити плотно прибиты, фактура ровная и плотная.

Барбро Нильссон (Barbro Nilsson)Изысканная мягкость цветовых сочетаний, которые художница подбирала виртуозно, дополняется физической мягкостью поверхностей – шерстяной ворс создает эффект рисунка, нанесенного пористой губкой. Охра, золотистый, серо-голубой, пыльно-белый составляют колористический ряд многих произведений автора. Такой «скромный» набор цветов намекает на достаточный для природы северных стран цветовой потенциал.

Барбро Нильссон (Barbro Nilsson)Характерно для Нильссон и использование зигзагов, которые присутствуют даже в композициях с кругами. Динамичные зубцы не разбивают окружности, но делают их похожими на фотографии планет солнечной системы, которые непрерывно вращаются. Иллюзия лучей, рассекающих плоскость ковра, ещё более усиливает космический оттенок произведений мастера.

Барбро Нильссон (Barbro Nilsson)

Барбро Нильссон (Barbro Nilsson)

Барбро Нильссон (Barbro Nilsson)

Барбро Нильссон (Barbro Nilsson)

Барбро Нильссон (Barbro Nilsson)

Барбро Нильссон (Barbro Nilsson)

Барбро Нильссон (Barbro Nilsson)

Ковер Барбро Нильссон в интерьере

Ковер Барбро Нильссон в интерьере

image_dbСреди наиболее значительных работ Барбро Нильссон можно отметить произведения текстильного искусства в соборе Св. Марка в Стокгольме и церкви Густава Адольфа в Хельсинбрге. Известно также, что ворсовый ковер «Древо жизни» по ее эскизу находился в одной из самых больших церквей Стокгольма.

Рекомендуем:

  1. Марта Мос Фьеттерстрём в истории скандинавского ковроткачества
  2. Архитектурная выставка New Nordic — поиск Северной идентичности
  3. Культура саамов и язык природы
  4. Дневники модной северной погоды в фотопроекте The Weather Diaries
  5. Naturhus (дом природы) — дом-теплица в Швеции
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress