Шведский дизайн не знает границ

Многообразие – вот ключевое слово шведского дизайна. Художественная ценность предметов шведских ремесел и дизайна не менее важна, чем их функциональность. Всё – и эстетические критерии, и традиционные приемы работы – подвергается перепроверке и переоценке.

Дизайн журнальной стойки группы Front Page для фирмы Kartell передает динамику переворачиваемых страниц. Фото: Front

Сегодня шведское декоративное прикладное искусство как никогда полно жизни, а спектр его выразительных средств как никогда широк. В нем уживается все – от традиционных ремесел, среди которых особенно популярны шведское стекло и предметы саамских народных промыслов, до дизайнерских экспериментов с новейшими материалами и техниками. Такое разнообразие объясняется совокупностью факторов, и в частности, критическим подходом к традиционным нормам декоративного прикладного искусства, сложившимся в шведских художественных училищах.

Современные дизайнеры
Лет десять назад среди студентов и вчерашних выпускников возникла все более усиливавшаяся тенденция к отходу от глубоко укоренившихся традиционных установок на технику, материал и функцию. Началось движение в сторону нарративности, родившееся из желания дизайнеров рассказывать своими вещами о времени и о себе.
Благодаря этому процессу коммерческая культура в ее различных проявлениях оказалась поднятой до уровня более традиционной эстетики шведского декоративно-прикладного искусства, вобрав в себя стремление к подлинности и безыскусности. Границы между дизайном, изобразительным искусством, модой и прикладным искусством становятся все более размытыми.

Знаменитые мастера
Швеция богата талантливыми дизайнерами, многие из которых работают в шведских международных концернах, таких как IKEA, H&M и Sony Ericsson.
Другие развивают свой собственный бренд. В их числе архитекторы и дизайнеры Клаессон Койвисто Руне и Томас Сандель, художник по стеклу и дизайнер Ульрика Хюдман-Валлин, чье творчество охватывает керамику, акварель, ткани, а также роспись по стеклу и акриловую живопись. Ей принадлежит красочный дизайн одной из моделей сотовых телефонов Sony Ericsson и декоративная роспись хвостового оперения самолетов British Airways.

Дизайнеры нового призыва
Новое поколение с успехом следует ныне по стопам известных дизайнеров. Например, группа Front, которую образовали молодые дизайнеры София Лагерквист, Шарлотт фон дер Ланкен и Анна Линдгрен. Опыт, творческий спор, эксперимент — вот что лежит в основе дизайна их изделий, самыми известными из которых стали поднос со скульптурным основанием в виде свиньи и торшер в виде лошади в натуральную величину с абажуром на голове, выпускаемые фирмой Moooi.

Торшер «Лошадь». Фото: Front

В 2007 г. группа Front получила престижную премию Designer of the Future («Дизайнер будущего») на выставке «Дизайн Майами/Базель», а в 2010 г. – премию «Дизайнер года» шведского Elle Deco, премию того же названия журнала A&W и приз Торстена и Ваньи Сёдерберг достоинством в 1 млн крон (113100 евро, 155800 доллара США).

Эргономика и функциональность
Группа Ergonomidesign, основанная еще в 1969 г., разрабатывает и конструирует изделия, исходя из реальных потребностей и возможностей людей.
Разработки группы весьма разнообразны – от медицинского оборудования до прогулочных колясок и сотовых телефонов. В 2010 г. группа Ergomidesign и Baby Björn были удостоены дизайнерской премии Red Dot Product за их инновативный и функциональный дизайн кроватки для новорожденного Harmony. В этой кроватке ребенок защищен от солнца и насекомых, она легко складывается и ее удобно брать с собой в поездку.
На выставке Why design now? в национальном музее дизайна Купера-Хьюитта в Нью-Йорке группа Ergonomidesign представила Spot – новшество, заменяющее слабовидящим трость. Spot – это приспособление с искусственным интеллектом, позволяющим ему ориентироваться в окружающей обстановке и тем самым служить слабовидящим в качестве поводыря.

Поводырь Spot от Ergonomidesign. Фото: Ergonomidesign AB

Прикосновение, оживляющее обыденность
TAF, студия архитектуры и дизайна Габриэллы Густафсон и Маттиаса Стольбума в Стокгольме, существует с 2002 г. Их цель – сделать повседневный быт менее обыденным при помощи субтильных, но эффективных изменений в архитектурных решениях и форме и функции бытовых предметов, таких как столы, лампы и цветочные вазы.

Выставочный стенд TAF для выставки Stockholm Furniture Fair & Forum AID (2010 г.). Фото: Патрик Линдель

Устойчивое развитие
Многие дизайнеры всерьез озабочены сегодня решением задач, которые выдвигает устойчивое развитие, а шведские производители все более ориентируются на продуманные экологические стратегии.
Шведские дизайнеры все больше руководствуются в своей работе соображениями устойчивого развития, что повышает как ценность их изделий, так и конкурентоспособность на международном рынке. Дизайнер сегодня – это естественное связующее звено между производителем и потребителем. Вот почему доброкачественные дизайнерские решения могут в долговременной перспективе способствовать устойчивому развитию.
Пакет Peeрoo создал Андерс Вильхельмсон, архитектор и профессор архитектурного факультета Королевского технологического института в Стокгольме. Peepoo – это одноразовый туалет, который можно носить при себе. Он представляет собой пакет из биологически разлагаемого пластика, выложенного изнутри тонким слоем мочевины. Это вещество вызывает процесс разложения, повышая pH и убивая бактерии, вирусы и паразитов, которые могли бы стать причиной заболеваний. Идея Peepoo состоит в том, чтобы предотвратить эпидемии и загрязнение вод экскрементами в трущобах огромных городов развивающихся стран.

Пакет Peepoo Андерса Вильхельмсона. Фото: Peepoople

Dem Collective основан Анникой Аксельссон и Карин Стенмар в 2004 г. с целью соединить экологию, этику, качество и хороший дизайн. Сегодня это самостоятельный модный бренд, чьи условия производства одежды удовлеМебель творяют требованиям устойчивости, предъявляемым сегодня компаниями, организациями и промышленностью моды в целом.
Шведский модный лейбл Camilla Norrback основан финско-шведским дизайнером Камиллой Норрбак в 1999 г. Она создает экологическую одежду, не жертвуя при этом своей артистической свободой.
Компания Norrgavel основана в 1993 г. Нирваном Рихтером на принципах гуманистического, экологического и экзистенциального подхода к дизайну. Компания предлагает мебель и принадлежности интерьера, создаваемые Рихтером. В том, чтó она делает, отчетливо прослеживается философия устойчивости, и ей – первой из шведских компаний, производящих домашнюю мебель – была присвоена скандинавская экологическая маркировка «Лебедь» (Svanen).

удовлеМебель от Norrgavel. Фото: Norrgavel

В 1999 г. она получила экологическую премию Объединения шведской мебельной промышленности, присуждаемую ею в сотрудничестве с WWF, Всемирным фондом дикой природы.

 

Источик: www.sweden.se

Рекомендуем:

  1. Юкка Саволайнен: «Дизайн сам по себе является проблемой»
  2. Шведский фаворит лета 2012 – Кампари Мохито
  3. Шведский модерн по цене свыше €100 000
  4. Шведский дизайнер Анна Баклунд закончила проект «Tufta»
  5. Что такое скандинавский дизайн
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress