Tetra Pak: легендарная геометрия

458px-Tetra_Pak_boy_with_Tetra_Classic,_Italy

Согласно фирменной легенде всемирно известного тяжеловеса в мире упаковочной промышленности Tetra Pak, в далеком 1952 году случайные прохожие шведского города Лунд могли наблюдать веселую и несколько странную картинку: лошадь, запряженная в вагон, двигалась в сторону местного молокозавода…

Непарнокопытный извозчик занимался доставкой первой упаковочной линии для производства четырехгранной пирамиды-упаковки – тетраэдра. Именно в инновационные 100-миллилитровые пакетики из картона, пластика и алюминия на молокозаводе планировалось впервые в истории разливать сливки. Привлечение лошади к эпохальному событию объяснялось банальной экономией. У основателя компании Tetra Pak Рубена Раусинга не было денег на покупку или даже аренду подходящей грузовой машины…

Перспективная мода…

Отец гигантского концерна Tetra Pak родился в конце XIX века в рыбацком поселке близ Рауса – крошечного городка на юге Швеции, в семье со сказочной фамилией Андерссон. Во время армейской службы к будущему инженеру-изобретателю «приклеилось» прозвище Раусинг, образованное от названия родных для него мест.

С направлением бизнеса наблюдательный и амбициозный Рубен определился рано. Еще будучи студентом Колумбийского университета, Раусинг понял, что американская мода на магазины самообслуживания в скором времени захватит и Старый свет. В свою очередь, новая волна на рынке должна привести к скачкообразному росту спроса на расфасованные товары. По возвращении на родину Рубен решил основать свое дело по разработке принципиально новой, удобной, практичной и экономичной тары для продуктов.

Мечты об «идеальной упаковке»

Обращение за кредитом к крупным промышленным предприятиям, в том числе Electrolux, не увенчалось успехом. Идея создания новой упаковки была расценена маститыми собственниками как неперспективный бизнес. В результате в 1929 году Раусинг совместно с единомышленником Эриком Окерлундом основал небольшую компанию Akerlund & Rausing по производству упаковки в потребительской расфасовке для сыпучих продуктов (муки, сахарного песка и т.п.), которая успешно заменила устаревшие бочонки. Вместе с тем, в лаборатории предприятия многие годы велись работы по созданию легкой, дешевой, гигиеничной и транспортабельной альтернативы стеклянным бутылкам и металлической таре.

Подобное стремление объяснялось исторической и рыночной необходимостью. Металлическая банка для продуктов была изобретена в 1813 году. Более четырех десятилетий потребители продукции в этой таре использовали практически первобытные орудия труда при открывании консервов – резаки и кирки. Однако первый ключ для консервных банок, созданный только в 1858 году, не избавил потребителей от риска порезаться.

Молоко и сливки до «тетраэдровской» эры продавались в розлив (что приводило к частичной потере товара) или в стеклянных бутылках, многие из которых бились при транспортировке.

Несмотря на очевидную потребность в инновациях в упаковочной сфере, идею Раусинга о создании картонной тары для жидкой молочной продукции, а также разработку простого в эксплуатации, герметичного и невесомого аналога металлическим банкам консервативное бизнес-сообщество не воспринимало всерьез.

Проблема с технологическим воплощением в жизнь задуманного наслаивалась на финансовые трудности. Упаковочный бизнес в довоенные и военные годы оказался нерентабельным. В связи с этим Эрик Окерлунд еще в середине 1930-х годов вышел из дела, оставив Раусинга один на один с его мечтами об «идеальной упаковке».

Восхождение на Олимп

Еще одна легенда компании гласит, что Рубен обсуждал вопросы герметизации за обедом со своей женой Элизабет. Внезапно она воскликнула: «Почему бы тебе не герметизировать упаковку сквозь поток молока, постоянно льющегося через разливочную головку?». Раусинг засомневался. «Эта идея казалась утопичной, – вспоминал он в дальнейшем, – поскольку зажимы, используемые для герметизации, придавали бы молоку вкус пригорелости». Но его жена ответила вопросом: «А ты пробовал?». После обеда он вернулся в свою лабораторию, попытался укупорить несколько заполненных молоком бумажных цилиндров, а затем обнаружил, что никакого вкуса пригорелости не было и в помине.

Таким образом, благодаря женской смекалке долгие годы экспериментов увенчались успехом. В 1944 году был запатентован принципиально новый «слоеный» (из картона, пластика и алюминия) «упаковочный пирог» в форме тетраэдра. Новая тара получила от своего отца-основателя звучное имя Tetra Pak. Между прочим, полиэтилен, покрывавший бумажную поверхность тетраэдровских пакетов, до того использовался исключительно для нужд оборонной промышленности.

Стоит отметить, что история придания пакетам формы тетраэдра не так проста и однозначна. Несмотря на то, что идея сконструировать упаковку в форме тетраэдра из бумажного цилиндра пришла в голову Эрику Валленбергу, исполнявшему на тот момент обязанности главы исследовательской лаборатории, Рубен Раусинг оформил патент на свое имя. Только в 1991 году Шведская научно-инженерная академия обнародовала авторство Эрика Валленберга, который впоследствии был удостоен Большой золотой медали изобретателя.

tetra images

Управленческий ноу-хау им. братьев Раусинг

Прежде чем знакомая нам лошадь повезла первую упаковочную линию на лундский молокозавод, несколько лет ушло на то, чтобы сконструировать специальное оборудование для массового производства «волшебных» пирамидок. В начале 1950-х годов родилось предприятие Tetra Pak AB, первоначально выступавшее в роли дочерней структуры. Развитием будущего промышленного гиганта активно занимались сыновья Рубена. Забегая вперед, стоит отметить, что именно братья Раусинг в начале 1990-х подарили миру ноу-хау в принципах управления крупным бизнесом. Наследники Рубена впервые успешно применили коллегиальный, а не централизованный менеджмент.

tetra packagingstore

«Кирпич» планетарных размеров

Европейские производители молока и других безалкогольных напитков (в первую очередь соков) быстро оценили по достоинству экономическую выгоду от использования компактной и удобной при транспортировке треугольной пирамидки. В конце 1950-х годовой объем ее выпуска достиг 1 млрд штук, что потребовало наладить лицензионное производство в восьми странах. Асептическая технология упаковки, представленная на рынке четыре года спустя в виде «кирпичика» Tetra Brik, расширила географию распространения Tetra Pak практически до планетарных размеров. Кроме того, технология, позволяющая надолго сохранять продукты свежими без добавления консервантов и необходимости соблюдать минимальный температурный режим, сэкономила миллионы на рекламе в жарких странах.

Tetra_pak_2008

Грамотная геометрия Tetra Pak снискала одобрение со стороны датского физика, лауреата Нобелевской премии Нильса Бора: «Еще ни разу в истории человечества математическая идея не находила столь удачного практического воплощения».

Tetra Pak в стране Советов

Поклонники советского ретро все еще с ностальгией вспоминают тетрапаковские треугольники с молоком и сливками, получившие в народе смешные прозвища «пирамидки» и «лягушки». В России продукция компании известна уже более полувека. В конце 1950-х годов правительство СССР подписало первый контракт с Tetra Pak на поставку оборудования для молочной промышленности, и вскоре несколько советских предприятий были оснащены линиями по упаковке жидких продуктов в Tetra Classic. В 1970-е годы с помощью Tetra Pak в Москве был построен Чертановский (впоследствии – Царицынский) молочный комбинат, на котором компания установила 20 упаковочных линий Tetra Brik.

В конце 1980-х годов в числе первых зарубежных компаний Tetra Pak приняла решение о создании совместных предприятий в Советском Союзе. Например, в Липецке шведский концерн участвовал в совместном предприятии по производству соков. В Подольске Tetra Pak установила линию по сборке оборудования, а также сервисный центр. В Киеве и Тимашевске были созданы совместные предприятия по выпуску упаковочного материала.

 

Сегодня в Лобне (Московская область) под руководством дочерней структуры ЗАО «Тетра Пак» действует крупнейший в Восточной Европе завод по производству упаковочного материала.

Tetra Pak. Все еще первый…

В 2012 году продажи Tetra Pak составили 11,16 млрд евро, в первую очередь благодаря реализации более 170 млрд штук брендовых упаковок. По оценкам аналитиков, доля, занимаемая Tetra Pak на мировом рынке картонной упаковки жидких пищевых продуктов, превышает 70%. В настоящее время компания входит в состав одного из крупнейших холдингов Tetra Laval. Три подразделения этого концерна – Tetra Pak (упаковочные машины и материалы), DeLaval (оборудование для выпуска пакетированного молока) и Sidel (оборудование для производства пластиковых и стеклянных бутылок, а также алюминиевых банок) – являются его стратегическими активами, но именно на первое приходится 82% совокупной выручки. Аналитики уверены, что холдингу необходимо прикладывать больше усилий для развития остальных сегментов. По мнению экспертов, «подобное распределение прибыли – всегда серьезный риск».

Tetra-Pak-2212

Несмотря на открытие новых заводов и наращивание общего объема продаж, для Tetra Pak могут наступить не самые лучшие времена. «Патенты на прежние форматы заканчиваются. На рынке появляются достойные соперники, в первую очередь из Китая. По словам руководителей российского Tetra Pak, сегодня в России уже нет завода, где целиком и полностью стояло бы оборудование Tetra Pak, производители хотят видеть разные виды упаковки».

Признанная классика

Несмотря на наличие предпосылок для ожесточенных конкурентных войн за потребителя, детище Рубена Раусинга уже признано классикой, обеспечившей себе место на пантеоне славы упаковки. Образцы упаковок Tetra Classik и Tetra Brik были включены в число экспонатов выставки «Скромные шедевры» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В сердце Старого света – Лондоне – продукция Tetra Pak экспонировалась в Музее дизайна в рамках тематической выставки «Иконы дизайна».

 

Бремя признанной классики легло на плечи третьему поколению Раусингов, стоящему у руля Tetra Pak. Руководству компании, которая все еще остается на 100% семейной, предстоит нелегкая задача: удержаться на пьедестале промышленного почета, сохранив и приумножив технологические и управленческие завоевания талантливых предков.

Елена Озерова

Источник: журнал Chief-Time

Рекомендуем:

  1. Мужская энергетика и четкая геометрия линий кофейника-термоса
  2. Легендарная ваза Алвара Аалто Savoy
  3. Бабушкины упаковки для продуктов, дедушкины – для напитков
  4. Девушка с упаковки сыра «Виола» задержалась в России почти на 60 лет
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress