Ван Гог Аландских островов

Многих художников сравнивают с Ван-Гогом. Мало кто достоин.  Финского художника Петерссона искусствоведы называют «Ван Гогом Аландских островов».

Джоэл Густав Петерссон (Joel Gustaf Pettersson)

8 июня 1892, Норрби, Лемланд — 5 января 1937, Финстрём

Joel Pettersson Självporträtt.

Joel Pettersson 1916 г.

Финский художник – экспрессионист и писатель, всю жизнь проживший на Аландских островах. Поскольку свои литературные произведения Петерссон писал на одном из диалектов шведского языка, в некоторых источниках его называют шведским художником. Место рождения Петерссона – Аландские острова (по-шведски Åland — Оланд, по-фински Ahvenanmaa — Ахвенанмаа, дословно — страна окуня) _ являются автономией в составе Финляндии, архипелагом из 60 обитаемых и более 6000 необитаемых островов в Балтийском море с единственным городом Мариехамном, названным в честь российской императрицы Марии Александровны.

Петерссон был практически неизвестен в течение своей жизни, но сейчас считается одним из ярких живописцев и оригинальных литераторов Финляндии. Большинство литературных и живописных произведений Петерссона были опубликованы и экспонированы только через несколько десятилетий после его смерти.

Детство

Отец художника Даниэль к моменту рождения среднего сына (был у мальчика еще и старший брат) считался уже пожилым человеком – ему было за 50 лет. Тем не менее, через несколько лет у Джоэла родился еще младший брат Карл. Петерссоны были фермерами, выходцами с острова Фёгле Аландского архипелага. Кроме разведения домашних животных, Даниэль Петерссон получал дополнительный доход, работая извозчиком, а также в качестве лекаря (оказывая соседям помощь средствами народной медицины) и ветеринара – самоучки.
Джоэл начал рисовать и писать, еще учась в школе. Но большая часть его школьных рисунков не сохранилась. Ранние работы юноши были, конечно, любительскими, но его одаренность и стремление стать художником были замечены.
Дело в том, что Аландские острова были местом паломничества финских художников. Художник-пейзажист Виктор Вестерхольм (Victor Axel Westerholm, 4 января 1860 — 19 ноября 1919) основал в Лемланде колонию художников Эннингебю (Önningeby), кстати, на Аландах Виктор нашел себе и жену Хилму.

Петтерсон часто общался с художниками, приезжающими на пленэр на острова, Вестерхольм заметил талантливого крестьянского мальчика и пригласил его учиться в рисовальную школу Общества искусств в Турку, директором которой он тогда был.

В 1913 году Петерссон приехал в Турку с желанием стать художником. Историки отмечают, что обучение юноши шло «со скрипом». Во-первых, у Вестерхольма почти сразу возникли проблемы в понимании и общении с его «деревенским» протеже. Джоэл с трудом воспринимал традиционные классические приемы, установленные в академической программе обучения того времени. Юноша начал тихо ненавидеть своего мастера, за глаза называя его «художником коров». Дело в том, что, начиная с 1885 года, Вестерхольм написал немало своих известных полотен, на которых были изображены коровы на фоне осенних пейзажей. Исследователи творчества художника пишут о том, что у Джоэла были оценки «удовлетворительно» и по анатомии, и по рисунку, и по перспективе.

Joel Pettersson Bygata i vinterdräkt

Кроме того, юноша чувствовал себя неуютно в большом городе, его раздражал шумный ритм городской жизни. Именно в этот период Петерссон начал заниматься литературным творчеством, возможно, доверяя только бумаге свои переживания и тревоги.

В этот же период была разбита и личная жизнь юноши. Его планы вступления в брак и создания семьи рухнули, когда Джоэл узнал, что его девушка, с которой он познакомился у себя на родине, не дождавшись Джоэла из Турку, уехала за хорошей жизнью в Америку. Этому событию Джоэл посвятил элегию «Замороженная земля» (The Earth is Freezing). Историки пишут, что пытаясь «заглушить горе» Джоэл пытался найти утешение в объятиях … брата этой девушки, но отношения парней вскоре прекратились, поскольку были обречены с самого начала.

Пронырливые историки пишут о том, что в литературных произведениях Петерссона некоторые истории можно истолковать, как гомоэротические. Впрочем, такое мнение возникло, исходя из некоторых документальных свидетельств (в частности, писем). В монографии «Мальчик и серые деревни» (Pojken och den gråa byn) Вальдемара Наймана, посвященной художнику, автор цитирует отрывок из письма Петтерсона к Аде Хенрикссон, в котором Джоэл признается, что во время учебы в Турку он вместе с сокурсниками «занимался запрещенными удовольствиями». Там же помещен комментарий подруги детства художника Элис Фриман, которая написала, что «Джоэл с детства отличался от всех, но тогда люди были не такими просвещенными и относились к таким вещам не так, как сейчас». Найман упоминает также, что в повести Петерссона «Утро понедельника» (Måndag Morgon), которую литературоведы считают автобиографической, автор пишет о своих безответных чувствах к другу детства Мартину Леви Эриксону. Возможно, в результате всего вышесказанного Джоэл так никогда и не женился.

Joel Pettersson Självporträtt

В Турку Петерссон проучился всего два года, а точнее – четыре семестра. В 1915 году юноша был вынужден бросить учебу и вернуться к родителям на Аландские острова.

Joel-Pettersson-Maisema1915

Его старший брат к тому времени эмигрировал в Америку (бытует даже версия, что он уехал именно с девушкой Джоэла, поэтому братья больше никогда не общались), и родителям требовалась помощь в управлении их небольшим фермерским хозяйством. В следующем 1916 году в море трагически погиб младший брат Джоэла – Карл, и поскольку родителям художника было уже за семьдесят лет, Петерссону пришлось остаться дома (а он мечтал вернуться в Турку продолжать учебу) и взять на себя всё хозяйство.

Писатель

Вернувшись в родительский дом, Джоэл превратился в простого финского фермера, но не забывал и о творчестве. Правда, он писал картины всего в течение нескольких лет, а потом, как пишут историки, «живопись ему надоела», и Джоэл в течение многих лет не рисовал, но зато всерьез занялся литературной деятельностью.

Joel Pettersson Gosse.

Joel Pettersson Konstnarens Mor (Мать художника). 1918

Вскоре после возвращения на родину Джоэл стал активным участником местного молодежного клуба, который в сельской местности в то время был важным культурно-политическим заведением, занимавшимся просвещением. Прозу, главной темой которой были детство и юность художника, Джоэл часто читал вслух на культурно-массовых мероприятиях и литературных встречах, организованных этой организацией.

В своих произведениях Петерссон изображал жизнь и людей маленькой деревни иногда в эпической форме, иногда в юмористическом ключе. Некоторые произведения носили даже аллегорический характер или были написаны в форме сказки. Проза Петтерсона фокусируется также на таких темах, как половое созревание, нетерпимость к социальной жизни, поклонение природе, рассказы содержат также сатиру, направленную против глупости и жадности. В одном из рассказов, который хоть и написан от третьего лица, но считается автобиографическим, Джоэл описывает натянутые отношения с родителями из-за стремления героя к художественному творчеству.

Петерссон увлекся также театром, он стал писать пьесы и монологи для любительских театров в Вальборге и Лемланде. Он даже выступал в качестве актера и режиссера в пьесах и спектаклях других людей, а также выполнял декорации для этих спектаклей. Историки насчитали около тридцати пьес, некоторые из которых очень короткие или незаконченные. После 1920 года Джоэл почти не писал драмы. Историки находят объяснение в том, что, во-первых, театры молодежных клубов устали от его пьес, а во-вторых, пьесы были написаны на шведском диалекте – трудном для восприятия.

Большинство его литературных произведений были написаны в период с 1915 по 1921 год. Активность Петерсонна во многих областях обусловлена желанием совершить прорыв в качестве писателя, ведь он писал газетные статьи, стихи, прозу и пьесы.

Стихи Джоэл начал писать еще в студенческие годы в Турку. Большая часть стихотворений была посвящена землякам — аландцам и друзьям детства Леви Эрикссону и Аде Хенрикссон. Позже стихотворные посвящения были адресованы друзьям художника – учителю Экеру, редактору Бондестаму и художнику Карлстедту. Всего историки собрали около 130 стихотворений. Вышеперечисленные люди, действительно помогали Петерссону в течение его жизни.

В 1917 году Джоэл познакомился с учителем Вернером Экером, который критиковал литературный стиль Петерссона, советовал ему писать на литературном шведском языке, а не на диалекте, но напечатал несколько его рассказов в журнале «Аландская культура», в котором работал редактором. Отмечу, что эти рассказы были единственными произведениями Петерссона, опубликованными при его жизни. В 1924 году Петерссон вступил в переписку с Биргером Бондестамом, который изучал медицину в Хельсинки и делал обзоры для аландских газет. Столичный специалист также дал много советов «начинающему литератору».

В 1918 году Джоэл в родном Норрби познакомился с финскими художниками Микко Карлстедтом (Mikko Vilhelm Sakari Carlstedt, 14 апреля 1892 — 15 февраля 1964) и Урхо Илмари Вуори (Urho Ilmari Vuori, 16 января 1898 — 4 марта 1975).

Карлстедт был художником-экспрессионистом, его брат Калле был гравером. Сам Микко окончил Школу рисования Общества искусств в Турку незадолго до того, как туда поступил Джоэл. Как художник Карлстедт дебютировал в Хельсинки в 1912 году, в 1916 году он создал «Ноябрьскую группу» художников.

Вуори учился в той же Школе позже Джоэла – с 1918 года. Его картины были впервые выставлены в 1917 году. С 1917 по 1967 год художник регулярно экспонировался на выставках финских художников, его работы выставлялись на многих выставках за рубежом. В 1938-1939 годах Вуори преподавал в рисовальной школе. Художник специализировался на пейзажах, городских видах, портретах и натюрмортах.
Микко и Илмари приехали в Лемланд порисовать на натуре и очень быстро подружились с Петерссоном. Правда, Карлстедт в одном из писем своим друзьям написал тогда: «Люди считают его сумасшедшим, но мы очень его любим».

Joel Pettersson Spelmannen och kvinnan (Музыкант и девушка).

Петерссон поддерживал отношения с Карлстедтом до конца своей жизни, даже несколько раз приезжал к художнику в деревню Сяаксмяки, где Микко жил в колонии художников, организованной еще в конце XIX века известным живописцем Аксели Галлен-Каллелой, открывшим там художественную школу.

Фермер

В середине 1920-х годов Петерсон стал участвовать в работе молодежного клуба лишь изредка, все больше времени он проводил на ферме своих родителей. Джоэл продолжал писать прозу, но больше все же занимался сельскохозяйственными работами. Повседневная работа на ферме в суровых условиях отнимала время для занятий творчеством.

Joel Pettersson Självporträtt. 1930 г.

Родители художника умерли в 1928 году, и Джоэл был вынужден продолжать ухаживать за фермой. Сначала он пытался продолжать разводить коров и выращивать свеклу для кормов домашним животным. Но бизнесмен из него не получился, и в начале 1930-х годов Петерссон был вынужден продать соседям животных и огромную часть сельскохозяйственных угодий, чтобы расплатиться с долгами. Он попытался зарабатывать на жизнь картинами, которые снова начал писать, но безуспешно.

Joel Pettersson Hönshuset

После пожара, который случился на ферме, Джоэл решил еще раз попробовать себя в коммерции, построил двухэтажный курятник, устроил птицеферму и стал разводить кур. Всё это закончилось в 1933 году, когда все куры погибли во время проведения дезинфекции от вредителей.

Последние годы

После очередного провала бизнеса и финансового кризиса Петерссон пытался покончить жизнь самоубийством. Попытка получилась неудачной, но повлияла на психическое состояние художника, он даже уничтожил часть своих рукописей и картин.

Joel Pettersson Självporträtt.

Оправившись в 1935 году от попытки самоубийства, художник начал снова рисовать. Он превратил пустой курятник в мастерскую, где, как пишут историки, «стал лихорадочно писать картины». Жанры были разнообразными — портреты, сюжетные сцены, пейзажи и натюрморты.

Joel Pettersson Vinter

Искусствоведы отмечают технику Петерссона и нетрадиционный выбор цветов, «старомодный» для того времени. Этот фактор можно объяснить отсутствием финансовых средств. Джоэл, действительно, писал свои работы на необработанных досках масляными красками низкого качества. Поэтому даже те работы, который художник завещал музеям, находятся сейчас в плохом состоянии, они пожелтели и потемнели.

Joel Pettersson Grinden (Ворота)

Петерссон также рисовал акварелью, делал статуэтки из дерева и глины, но эти творческие работы менее известны.
Те же историки пишут о том, что ранние работы художника написаны, как и у большинства финских экспрессионистов 1920-30-х годов ХХ века сильными мазками кисти, с четкими контурами и в приглушенных тонах, к концу своей жизни он начал писать более реалистично.

Joel Pettersson Landsväg

Стиль художника называют экспрессионистским и отмечают сходство с творчеством Ван Гога, Гогена, Матисса и фовистов, при этом, Петерссон не был знаком с их работами. Большое влияние на творчество Джоэла оказало общение и дружба с лидером «Ноябрьской группы» Микко Карлстедтом.

Некоторые из картин, написанных в 1935 году, были показаны в 1936 году на региональной выставке в столице Аландских островов – Мариехамне. Художник получил положительные отзывы в прессе, все писали «о рождении настоящего художника». Шведский художник-пейзажист и писатель Рикард Линдстрём (Rikard Lindström, 1882-1943) назвал Джоэла «крупнейшим талантом выставки». Несколько картин с выставки были даже проданы, в том числе, в художественный музей Турку.

Joel Pettersson Ålandsmotiv till Åland

Но Петерссону не удалось пройти испытание «медными трубами». Постоянные финансовые трудности и тяжелая творческие перегрузки привели к тому, что у художника во время посещения Мариехамна в марте 1936 года случился нервный срыв. С диагнозом «шизофрения» он был помещен в психиатрическую больницу в Грелсби.

5 января 1937 года Петерссон умер в этой больнице от осложнения, вызванного инфекцией. Существует и версия, что художник покончил с собой во время очередного приступа. Петерссону было 44 года.

Joel Pettersson Utsikt över Floden

К столетию со дня рождения Петерссона в 1992 году Аландский художественный музей провел большую ретроспективную выставку, были также выпущены почтовые марки с его картинами.

Joel-Pettersson-Ha—lsning-Fra—n-A—land.jpg

Источник: Дневник Парашутов, www.kirjasto.sci.fi,

Рекомендуем:

  1. Меланхолия Анны Туори
  2. Художник Ильмари Аалто
  3. Финский дизайнер Лотта Ниеминен: «Я бы хотела быть Тарзаном»
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress