Ян Гейл: Я против того, чтобы ездить на машине по городу каждый день по любой нужде

Ян Гейл – известнейший датский урбанист, который рассказывает всему миру, как сделать улицы и площади удобными для людей. Сидней, Мельбурн, Нью-Йорк, Москва – далеко не полный список городов, для которых он делал исследования.

В своей книге «Общественные места. Общественная жизнь» Гейл описал, как такие постепенные улучшения превратили Копенгаген из автомобильного города в пешеходный за 40 лет. Пешеходная улица Стрёгет в Копенгагене — самая длинная торговая пешеходная зона в Европе — главным образом стала таковой в результате работы Гейла.

Книга Яна Гейла «Города для людей» переведена на 35 языков мира, в том числе и русский. В интервью «Моему району» он объясняет, почему нужно отказаться от личного автомобиля.

Для скольких городов вы делали исследования?

Вы шутите? Я никак не могу этого знать. Лично я  — примерно для двадцати пяти. Вообще моя фирма Gehlarchitects работает в пятидесяти семи странах мира.

Мне нравится ваша книга в первую очередь тем, что она объясняет мое собственное поведение в городе. И все-таки у меня, как и многих других людей в Москве и в Петербурге, есть некое внутреннее сопротивление идее города без машин. Мне нравится водить, и я привыкла таким образом добираться из одного место в другое.

Это неизлечимо. Но я могу рассказать вам на это смешную историю. Как-то мне нужно было куда-то поехать с коллегой, с которым мы вместе преподавали и писали книгу в Германии. Он никогда не ездил на машине, у него и прав-то не было. Я счел, что на машине поехать будет удобнее всего, и по дороге я понял, что он никогда в жизни не видел фривея. И он смотрел по сторонам и восклицал: «Как это все ужасно, как скучно, как могут люди выходить из машины, съедать гамбургер и садиться обратно в машину, как это нецивилизованно».

На подземной парковке так он и вовсе не мог понять, что происходит, как это мы приехали в центр города, а находимся вот в этом сером пространстве и куда-то едем на лифте. «Другое дело, — говорил он, — приезжать в город на поезде, спускаться с платформы и оказываться на центральной площади».

Он, кстати, был отличным архитектором, и во многом его ощущения были правильными. Нет ничего хорошего в том, чтобы искать место на парковке, стоять в пробке, нервничать.

Тем не менее, для меня сейчас нет более простого и быстрого способа добраться до центра города, чем на машине.

Это все потому, что мы так устроили наш мир. У нас был дешевый бензин в какой-то момент. Если бы его не было, мы бы организовали города как-то иначе. Теперь бензин не такой и дешевый, но инерция осталась. Вы представьте на секунду, что машин нет, что они делись куда-то. И тогда вы поймете, насколько человечество может быть изобретательно в поиске путей передвижения. Мы наверняка бы придумали что-то еще – может быть, много лучше.

Летающие машины?

Нет. Я думаю, что мир мог бы справиться с помощью поездов, велосипедов и трамваев. Конечно, для капиталистов лучше, чтобы мы ездили все время на машинах – они могут продавать нам сами машины, колеса, бензин.

Так вы считаете, что машины в принципе не нужны?

Вовсе нет. Я думаю, что машина – отличная штука. Они незаменимы для инвалидов, для скорой помощи, для  службы доставки, для поездок на выходные. Я выступаю только против того, чтобы ездить на машине по городу каждый день по любой нужде.

В Нью-Йорке, скажем, приняли решение, что метро (а у них одна из лучших сеток метро в мире) достаточно, чтобы ездить на работу, и это сработало. Есть еще один важный момент: если вы запрещаете въезд в центр, то у вас освобождаются широкие улицы для автобусов, трамваев и велосипедов.

Вы говорите сейчас только про Манхеттен, да?

Да, они запретили въезд на Манхеттен на машине – раньше туда по мостам приезжали миллионы автомобилей. Они делали односторонние улицы, но это не помогло. Оказалось, что в хорошее место люди приедут в любом случае.

Получается, что мы все время говорим про центры городов. Однако на окраинах Петербурга, например, расстояния огромные, там не так просто попасть куда-то пешком или на велосипеде. И гулять там не так приятно.

Знаете, что интересно? Что все эти районы были построены с расчетом на то, что люди будут передвигаться на автобусах, но транспортная сеть была очень плохая. Потом она стала ненадолго лучше, благодаря личным автомобилям.

Теперь они встали в огромные пробки – гораздо хуже, чем в центре города.

Это стандартная ситуация, и именно поэтому города сейчас массово переходят на общественный транспорт, строят трамвайные линии. Чтобы можно было доезжать на велосипеде до остановки, оставлять его там и ехать дальше. Хотя я вовсе не хочу заставить вас изменить вашим дурным привычкам. Я вот тоже летаю на самолете, мне это нравится, хотя это еще хуже для окружающей среды, чем езда на машине.

Что вы думаете про высотные здания?

Я верю в пять-шесть этажей, не больше. Как только вы оказываетесь выше, у вас теряется связь с городом.

За вашими идеями есть идеология?

Я думаю, что если обычные люди будут жить хорошей жизнью, то революцию можно отложить.

 

Автор: Мария Элькина

Источник: газета «Мой район» (Санкт-Петербург)

Рекомендуем:

  1. Что надо знать, чтобы сфотографировать северное сияние
  2. Исландия, день второй. Дорога к лагуне
  3. Диковинные цветы на стенах против зимней хандры
  4. Австралийская IKEA против серости общественных пространств
  5. День Н: «Держи вправо, Свенссон»
Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress