Юкка Саволайнен: «Дизайн сам по себе является проблемой»

Юкка Саволайнен, директор музея дизайна Хельсинки

Почему вы решили заниматься историей дизайна, а не, скажем, искусства?

— Как раз когда я занимался историей искусств, я понял, что дизайн гораздо ближе к повседневной жизни. Он, на самом деле, оказывает огромное влияние на наше общество.

Тогда, наверное, стоит спросить вас о том, что такое, собственно, дизайн?

— Очень хороший вопрос, сегодня на него как никогда трудно ответить. Для меня современный дизайн начинается с середины XIX века, когда индустриализация произошла сначала в Англии, потом в США, и, в конце концов, во всем мире. В это время дизайн и становится профессией. Сегодня дизайн – это что-то гораздо более сложное, его задача больше не состоит только в том, чтобы делать красивые и функциональные объекты. Он решает самые разные задачи, касающиеся разных аспектов жизни, начиная от охраны окружающей среды и заканчивая графикой. Дизайн проник практически всюду: куда вы ни посмотрите, все так или иначе связано с дизайном.

В чем разница, все-таки, между дизайном и искусством, с одной стороны, и ремеслом, с другой? Где пролегают границы?

— Границы определить очень сложно. Иногда, как вы верно заметили, дизайн очень тесно переплетается с изящными искусствами, и говорит на языке искусства. Иногда, глядя на какой-то объект, бывает сложно сказать, является ли он предметом дизайна или произведением искусства. В этом случае важно понять, с какой целью он изначально был создан. То же самое и с ремеслами – очень сложно определить, где заканчивается дизайн и начинаются ремесла.

Финляндия довольно небольшая страна, и дизайн – одна из тех вещей, которой она знаменита. По вашему мнению, это как-то связано с менталитетом и культурными традициями или, скорее, с экономическими факторами?

— Думаю, это связано с нашей ментальностью, финны прагматичны. И, потом, у нас маленькая страна с довольно суровым климатом, нам всегда приходилось решать какие-то функциональные проблемы. Так что дизайн для нас естественная деятельность, он ведь тоже связан как раз с поиском оптимальных решений при ограниченных ресурсах.

В России, во всяком случае, в Санкт-Петербурге, климат не менее суров, а вот с дизайном не сложилось: художников у нас было и есть много, а дизайнеров хороших можно по пальцам пересчитать. Это обусловлено экономической ситуацией?

— Это частично связано с экономикой. Я сказал, что финны прагматичны, а русские, если снова обратиться к национальным стереотипам, скорее творческие, изобретательные люди. Это относится и к искусству, и к таким областям науки как математика, астрономия, и к игре в шахматы – тут вы всегда были на передовой. Финны же всегда были нацелены на то, чтобы находить решения даже самых мелких проблем. Так что, помимо дизайна, у нас процветает еще и инженерия.

Выходит, мы менее практичны?

— Скорее, вы более артистичны.

В чем состоит функция музея дизайна?

— Мы опираемся на те же самые принципы, что и музеи искусств. Наш музей был основан в 1973-м году, это один из самых старых музеев дизайна в мире. Мы функционируем так же, как и музей Виктории и Альберта в Лондоне – старейший музей дизайна в мире. Наш долг – собрать вещи, которые представляли бы историю дизайна для будущих поколений. При этом мы, конечно, обращаем внимание и на современные вещи. То есть мы делаем в точности то же самое, что и музей искусств.

В музее искусств собраны уникальные вещи, полотна Рембрандта вы просто больше нигде не увидите. Как вы разрешаете для себя это противоречие – часто самые интересные предметы дизайна производятся огромными тиражами. Зачем они нужны в музее, когда их можно купить за пять евро в супермаркете?

— У нас нет таких разграничений. У нас в музее есть и самые дешевые вещи из коллекции IKEA, и очень дорогие ювелирные украшения. Ван Гог, например, был беден, никто не покупал его картины, даже совсем недорого, а теперь он один самых прославленных художников своего времени. Наша цель – собрать лучшие, самые интересные предметы дизайна каждого периода и сохранить их. Поэтому цена вещи не делает ее для нас более или менее важной. Ведь даже если сегодня что-то продается в супермаркете, через некоторое время коллекция сменится и вещь оттуда исчезнет, и исчезнет из истории, а мы должны помешать этому.

Лет через пятьдесят в Музей дизайна в Хельсинки зайдет некий человек, и посмотрит на ту часть экспозиции, которая относится к началу 2010-х годов. Какое у него сложится впечатление о нас и нашем времени?

— Я думаю, он увидит, что мы жили в довольно беспорядочное время. Множество разных идеологий нашли свое отражение в том числе и в дизайне. С одной стороны, есть экологический дизайн, стремящийся уменьшить наше вредное воздействие на планету. С другой стороны, дизайн сам по себе является проблемой – только посмотрите, сколько вещей мы производим. Еще этот человек увидит, какое сильное воздействие на нас оказали средства массовой информации, мы действительно стали жить в глобальном мире, где расстояния не значат ничего. Современная нам мебель и одежда скорее отражают некие общемировые тенденции, чем традиции отдельных стран и регионов.

Ученые иногда занимаются предсказаниями изобретений, которые будут сделаны в отдаленном или не очень отдаленном будущем. Можем ли попробовать представить себе, каким дизайн будет спустя какое-то время?

— Когда мы говорим про дизайн, а особенно про промышленный дизайн, цикл производства может составлять 10 или даже 15 лет. Скажем, мобильные компании уже сейчас разрабатывают то, чем мы будем пользоваться через 10 лет. Так что в этом отношении дизайн всегда нацелен на будущее. С другой стороны, я думаю, что хороший дизайн – это когда людям удается придумать то, о чем они раньше и не думали, не предполагали, что им это может быть нужно. Взять, к примеру, знаменитый Walkman компании Sony. До того, как он появился, никто не мог о нем мечтать, потому что никто не мог себе его представить.

Сегодня дизайн и технологии ведь очень сильно связаны?

— Да. Все компании, занимающиеся технологиями, во многом опираются на дизайнеров в создании новых вещей.

 

Кто дает толчок – дизайнер, который говорит, что нужно придумать телефон с такими-то функциями, или инженер, предлагающий какие-то технические решения?

— Дизайн некоторым образом встроен в этот процесс. Скажем, инженер говорит, что он может сделать определенный тип экрана для телефона. И тогда дизайнер говорит: «Да, это прекрасная идея, но вообще-то лучше сделать его таким-то и таким-то». Задача дизайнера подумать о том, как продукт будет воспринят конечным пользователем, смоделировать его поведение. Инженеры и технологи думают только о том, как сделать какую-то вещь, но как она будет в итоге функционировать, их мало интересует.

 

То есть трудно сказать, кто на самом деле подает идею. В России в таких ситуациях говорят: «что было раньше, курица или яйцо? ». Видимо, это что-то из этой серии…

— Мы тоже так говорим. В оптимальной ситуации они появляются одновременно, хотя в реальности иногда раньше появляется курица, а иногда яйцо, то есть иногда технология, а иногда дизайн.

Вы ведь совсем недавно стали директором музея. Вы планируете какие-то перемены?

— Да, всего несколько месяцев назад. Пока трудно говорить о том, что я буду менять. Я довольно долго проработал в музее в других должностях. Одна из целей, которые я перед собой ставлю – это налаживание более тесных связей с аудиторией. В конце концов, качество дизайна определяется конечным пользователем, его выбором, так что чем лучше мы будем понимать дизайн, чем более правильный выбор мы будем делать в повседневной жизни, тем более правильные требования мы будем предъявлять дизайнерам.

 

Последний вопрос у меня к вам будет скорее личный – во всяком случае, мне бы хотелось, чтобы вы так его восприняли. Есть какой-то объект дизайна, который нравится вам больше других?

— Сложно назвать что-то одно. Сейчас мне нравится такой дизайн, который практически никем не замечаем. Есть один пример, вещь, которой я сам каждый день пользуюсь – это гелевая ручка. Ей так легко и удобно писать. Я даже не знаю, кто ее изобрел, но сама идея того, что кто-то взял шариковую ручку и подумал о том, как сделать ее лучше, мне крайне симпатична.

Беседовала Мария Элькина  

Источник: Spb30.ru                             

No related posts.

Об авторе
Оставить комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя - обязательно

Пожалуйста, введите корректный email

Email - обязательно

Пожалуйста, введите ваше сообщение

Nordic Design © 2017 Все права зарегистрированы

Designed by WPSHOWER

Powered by WordPress